Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 470,88  (+15,06%)
1 173,68  (+13,08%)
5 011,12  (-11,09%)
64 107,21  (+324,17%)
3 073,84  (-0,65%)
86,90  (-0,52%)
Источник Investfunds

Большинство крупнейших сделок привели к катастрофе

01.03.2010, Ведомости, Михаил Оверченко

По данным газеты «Ведомости», начало века войдет в историю как десятилетие слияний и поглощений. Но многие сделки, особенно крупнейшие, привели к катастрофе. С 1 января 2000 г. в мире было совершено 316 657 слияний и поглощений (M&A) — по 87 в день. Их совокупный размер составил $25,2 трлн (это почти половина мирового ВВП). Однако многие громкие и крупные сделки имели плачевные последствия.

Один из самых ярких примеров — слияние America Online и Time Warner на пике технобума в январе 2000 г.; результатом стал убыток в $98,7 млрд в 2002 г. Этот антирекорд в мировой корпоративной истории был побит только в прошлом году, по итогам которого AIG потеряла $99,3 млрд.

Другой, совсем недавний, случай — крупнейшее в истории поглощение: покупка британским Royal Bank of Scotland (RBS), бельгийским Fortis и испанским Banco Santander голландского банка ABN Amro за $95,7 млрд. Результат — правительствам Бельгии и Нидерландов пришлось спасать Fortis (разделив его на части), а правительству Великобритании — RBS, оказав ему финансовую помощь в обмен на 70% акций (скоро пакет вырастет до 84,4%).

Эти примеры далеко не единственные. The Wall Street Journal (WSJ) проанализировала крупные сделки этого десятилетия на предмет достижения компаниями объявленных при слиянии стратегических целей и повышения благосостояния акционеров. Из 25 крупнейших сделок лишь у девяти компаний котировки акций сейчас выше, чем в день объявления о слиянии. Конечно, на капитализацию влияют разные факторы, в том числе не зависящие от самих компаний (пример — тотальный обвал в конце 2008 г.) к тому же, не объединившись, компании могли оказаться в худшем положении, чем сегодня.

И все же… Bank of America (BofA) четыре раза фигурирует в списке 100 крупнейших сделок. Помимо покупки Merrill Lynch в разгар прошлогоднего кризиса за $44 млрд (узнав о проблемах Merrill получше, BofA хотел отказаться от сделки, но на ней настояли финансовые власти) банк в конце 2007 г. купил Countrywide Financial, оказавшуюся на грани краха из-за активной выдачи высокорискованных ипотечных кредитов. Во время кризиса BofA был вынужден привлечь от правительства $45 млрд; за исключением Citigroup, получившего столько же, остальные крупные банки получили $10-25 млрд.

Сам Citigroup, образовавшийся в результате слияния в 1998 г. Citicorp и Travelers Group, в результате этой и последующих сделок настолько разросся, что руководство потеряло контроль над подразделениями. Из-за нарушений в разных странах Федеральная резервная система США в 2005 г. на год запретила Citigroup проводить поглощения и обязала улучшить систему внутреннего контроля. Джон Рид, возглавлявший Citicorp, признал в 2008 г., что попытка создать многопрофильный гигант была ошибкой, в проигрыше остались и инвесторы, и сотрудники, и клиенты и добавил, что банки, выросшие до таких размеров, как Citigroup, нужно разделять на части.

Из 100 крупнейших сделок десятилетия 15 приходится на фонды прямых инвестиций. Из купленных ими компаний девять находятся сейчас в тяжелом финансовом положении. Мегаслияния (1% наиболее крупных сделок, на которые приходится 43% совокупной стоимости всех сделок) приводят к падению цен акций компании-покупателя в краткосрочной перспективе в среднем на 3,2%, свидетельствует исследование сделок за 28-летний период. Менее крупные сделки приносят акционерам 1,5%. Целью большинства слияний является увеличение акционерной стоимости, но в случае с мегаслияниями основные движущие мотивы — личные устремления топ-менеджеров, их гордыня и слабое корпоративное управление.

Что же нужно для того, чтобы слияние было успешным? Анализ WSJ выделяет три фактора: правильное время, правильный лидер и удача. В начале десятилетия нефть стоила $27 за баррель, а участники сектора все еще переваривали мегаслияние Exxon и Mobil в 1998 г. (размер той сделки — $80 млрд). Акции сырьевых компаний не особо интересовали инвесторов, а пузырь на рынке технологических акций уже начинал сдуваться.

В это время Chevron и объявила о поглощении Texaco за $39 млрд. Сделка позволила ей значительно увеличить запасы сырья как раз в самом начале долгосрочного повышательного тренда на рынке нефти. Рыночная капитализация компании сегодня втрое выше, чем после объединения. Негромкая, эффективная деятельность компании в течение всего десятилетия — свидетельство успеха сделки.

Чтобы слияние дало эффект, нужен сильный корпоративный лидер с видением. Построить по-настоящему успешные империи в США в этом десятилетии удалось лишь Эдварду Уитэйкеру и Джеймсу Даймону.

Уитэйкер, возглавлявший SBC Communications, потратил в общей сложности $140 млрд на скупку телекоммуникационных компаний, создав национального гиганта на базе сотовых операторов SBC и BellSouth и поглотив в самом конце крупнейшего оператора фиксированной связи AT&T. Размер компании и возможность предлагать пакетные услуги в телекоммуникационном секторе действительно имеют значение, и инвесторы ценят это. За последние пять лет акции AT&T выросли на 10% (с учетом даже прошлогоднего обвала), тогда как акции основного конкурента — Verizon Communications упали на 20%.

Даймон же создал первоклассный банк. В то время как Citigroup демонтирует свой финансовый супермаркет, Даймон идет в противоположном направлении. Он возглавил JPMorgan Chase в 2004 г., после того как объединил с ним свой Bank One. Во время кризиса JPMorgan Chase за бесценок приобрел оказавшиеся на грани краха Bear Stearns и Washington Mutual.

Кризис предоставил редкий шанс здоровым компаниям, включая тот же JPMorgan, дешево приобрести лакомые активы. Пока рано говорить, насколько успешными в итоге окажутся сделки по покупке банком Barclays американских, а банком Nomura — европейских и азиатских активов обанкротившегося Lehman Brothers. Но Barclays, например, всего за $1,75 млрд получил сотрудников, технологии, здание и масштабные позиции Lehman на долговых рынках, тогда как пассивы остались в конкурсной массе.

«У нас были агрессивные планы развития, и я ломал голову, где взять нужных людей и как выстроить инфраструктуру. И теперь наше руководство это все нам подарило», — говорил в сентябре 2008 г. гендиректор «Номура (СНГ)» Максим Сельцер.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст