Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 449,42  (-4,65%)
1 154,56  (+0,28%)
5 022,21  (-29,21%)
61 526,34  (+416,05%)
2 993,20  (+1,98%)
87,42  (-2,67%)
Источник Investfunds

ЛУКОЙЛ передает АЗС в семейный бизнес

16.07.2013, РБК Daily

Андрей Сорокин, предприниматель из Липецка, управляет двумя заправками под брендом ЛУКОЙЛа. Получил он их два года назад, выиграв конкурс, объявленный компанией. Его доход — часть прибыли от продажи топлива. ЛУКОЙЛ планирует передать частным лицам еще около 630 своих АЗС.

В 2010 году ЛУКОЙЛ объявил о том, что готов отдать часть своих АЗС под управление дилерам. Участниками пилотной программы стали не только юридические лица, но и частные предприниматели. Сейчас в их управлении находятся 74 заправки.

Схема передачи следующая: ЛУКОЙЛ объявляет в Интернете и СМИ о проведении конкурса. Компания определяет сумму затрат на эксплуатацию АЗС. Выигрывает тот, кто предложит наименьшую сумму. «Интерес со стороны частных лиц высокий, но он больше носит бытовой характер. Люди в недоумении: ЛУКОЙЛ отдает собственные станции», — рассказал РБК daily вице-президент компании по координации сбыта неф­тепродуктов Вадим Воробьев. Одно из главных требований к претенденту — он должен обладать определенными знаниями и опытом в области предпринимательской деятельности.

Когда ЛУКОЙЛ объявил конкурс в Липецкой области, в нем решил участвовать и 34-летний Андрей Сорокин, у которого уже был опыт работы на АЗС в должности менеджера. Два других претендента — владелец автостоянки и предприниматель, занимавшийся поставкой продуктов.

«Опыт работы на АЗС необязателен, но желателен, — поясняет Вадим Воробьев. — Мы должны понимать, что претендент знает, как составить бизнес-план, должен разбираться в тех документах, которые предлагаются. Это должен быть человек с бизнесовым складом ума».

Конкурс Андрей Сорокин выиграл и получил в управление две АЗС. «Познакомился с объектами, мне объяснили условия договора, я высказал свои пожелания. Нашли понимание», — вспоминает он.

Собственником всех активов АЗС и топливных товаров остается ЛУКОЙЛ. Он же устанавливает цены на нефтепродукты. Дилер получает вознаграждение за реализацию каждой тонны топлива. Его размер рассчитывается по каждой станции отдельно, в зависимости от объемов реализации, региона, говорит г-н Во­робьев. Чем больше дилер продает, тем больше получает, плюс ему выплачивается отдельное вознаграждение за дополнительные продажи сверх установленного диапазона объема реализации топлива. Компания контролирует качество топлива и услуг на АЗС, которыми управляют дилеры.

Рентабельной считается заправка с продажами 6 т в сутки. Одна АЗС Андрея Сорокина реали­зует 4,5—5 т топлива в сутки. Конкуренция на рынке ужесточилась — «Газпром нефть» построила рядом две заправки, отобрала часть рынка, вот эта АЗС и сильно «просела», объясняет он. Вторая АЗС на федеральной трассе Орел — Тамбов продает 10 т в сутки. «Так как у меня две заправки — одна компенсирует другую», — говорит предприниматель. «Реали­зация, конечно, не очень высокая, — признается Андрей Сорокин. — Но она мне позволяет держаться на плаву и иметь прибыль. Звезд с неба не хватаю, на хлеб с маслом зарабатываю».

Летом Андрей Сорокин планирует открыть на своих АЗС магазины. Всю прибыль от реализации нетопливных товаров и от оказания услуг на АЗС дилер вправе оставить себе. Липецкий предприниматель в целом доволен и хотел бы расширить бизнес до 3—4 АЗС.

Но у ЛУКОЙЛа есть правило: дилер может брать не более одной станции, две — исключение. Контракт заключается на три года, а приоритет отдается физиче­скому лицу перед юридическим. «Главное в этом процессе — найти того, который хочет заработать своим трудом. Был случай, когда человек забрал двухдневную выручку и сбежал», — говорит Вадим Воробьев. По закону индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, от юридического лица компания потребует банковской гарантии.

По словам г-на Воробьева, львиная доля расходов на АЗС — это зарплата сотрудников. Дилер берет эти расходы на себя. Если хочет сэкономить — сам работает, приводит свою семью, своих работников. Сколько человек будет работать на АЗС, определяет уже сам дилер. Компания возмещает только затраты на банковское обслуживание, услуги эквайринга (услуга, позволяющая принимать к оплате банковские карты), обслуживание кассового оборудования.

Андрей Сорокин рассказывает, что его жена ведет всю бухгалтерию, делает отчеты для ЛУКОЙЛа, начисляет зарплату сотрудникам, на ней также отношения с банком. Он сам занимается хозяйственными работами. «Какие у нас снегопады были этой зимой! Собирал одноклассников, ехал на АЗС, всем по лопате, и вперед», — делится он.

Организация семейного бизнеса на АЗС под брендом известного производителя (CODO) — известная мировая практика. Она широко распространена, например, в США. Там компании практически избавились от розничных активов и сосредоточились на добыче и переработке. По такому принципу сейчас работает сеть заправок ЛУКОЙЛа в Финляндии, Бельгии, Сербии, Чехии, Словакии, частично в Румынии. В течение 2013—2014 годов полностью перейдут на эту схему станции ЛУКОЙЛа в Польше. В России по форме CODO сейчас работают АЗС Shell.

«Что значит отдают? Отдают, видимо, то, что неэффективно», — говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Выгода для компании — она избавляется от малоэффективных активов. Дилеру эта схема может быть интересна, потому что он получает готовую АЗС, от него не требуется никаких капитальных затрат.

Впрочем, самому ЛУКОЙЛу эта схема управления позволила заметно сократить затраты, отмечает г-н Воробьев, не раскрывая сумму. 23 мая правление компании должно утвердить положение о передачи АЗС в управление и типовой договор. Под эту программу подпадут еще около 630 заправок. Это станции, где среднесуточная реализации меньше, чем средняя в данном регионе, а также удаленные АЗС, которыми сложно управлять.

Удельные операционные расходы на АЗС в среднем составляют 3 тыс. руб. на тонну, подсчитал заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. Без учета транспортировки и хранения (на примере реализации топлива Нижегородского завода на АЗС компании) операционные затраты дилера при продаже одной тонны бензина составят 971 руб. (без НДС), подсчитал он. Вознаграждение, которое выплачивает ЛУКОЙЛ, должно покрывать эту сумму или дилер должен стремиться к сокращению затрат, только тогда АЗС для него будет прибыльным бизнесом.

«Накрутка» на нетопливные товары, которые реализуют заправки, составляет в среднем около 30%. Например, средний доход (без учета налогов) одного магазина при АЗС «РН-Москва» (розничная «дочка» «Роснефти» в Москве и Московской области) с учетом 30-процентной надбавки в 2011 году составил 5 млн руб., доход от деятельности кафе — 1,6 млн руб.

Компании:

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст