Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'23
96
10 061
III кв.'23
90
7 160
II кв.'23
107
5 397

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 305,56  (+1,47%)
1 128,02  (-1,93%)
5 248,49  (+44,91%)
70 541,68  (+1 647,32%)
3 582,21  (+74,19%)
85,41  (-0,84%)
Источник Investfunds

Новый владелец Opel потребовал вернуть часть денег за сделку

30.11.2017, Ведомости

Французская PSA Group, которая купила у General Motors (GM) за 1,3 млрд евро Opel, хочет вернуть половину денег после обнаружения существенных проблем с сокращением выбросов углекислого газа (CO2) и воздействия европейских штрафов, сообщил Reuters со ссылкой на свои источники.

PSA, которая закрыла сделку в конце июля, сообщила в начале ноября, что ей придется быстрее, чем планировалось, перевести модели Opel на свои технологии экономии топлива. Так, компания должна успеть сократить выбросы углекислого газа до вступления в силу в 2020 и 2021 гг. новых ограничений ЕС, которые будут сопровождаться высокими штрафами.

Французский автопроизводитель сообщил GM, что рассчитывает на возврат более 500 млн евро и готов добиваться возмещения через суд. PSA считает, что была введена в заблуждение относительно стратегии сокращения выбросов Opel, сказали два источника агентства. PSA хочет вернуть 600-800 млн евро, сказал один источник.

Компании обсудили претензии PSA, но иск в суд пока не подан, сообщили источники, близкие к обоим производителям.

«Мы не осведомлены о каких-либо претензиях от PSA в отношении будущих ограничений выбросов CO2, и мы не можем спекулировать на темы, которые не обсуждались с нами», - сказал представитель GM, отказавшись говорить, обсуждалась ли тема выбросов Opel. «PSA провела надежный due diligence, используя своих сотрудников и множество экспертов и юристов, - сказал представитель GM. - Мы предоставили им всю существенную информацию».

Представитель PSA отказался от комментариев. Акции группы упали на 3,3% до 17,41 евро к 16.00 GMT.

Каждый автопроизводитель, согласно нормативам ЕC, должен сократить средние выбросы углекислого газа к 2021 г. до 95 грамм/км (со 130 грамм/км сейчас). Тенденция снижения продаж машин с дизельными моторами усложняет им задачу, поскольку потребители переключаются на менее экономичные бензиновые автомобили. Поэтому нужны большие инвестиции в двигатели с малыми рабочими объемами и в новые технологии — электромобили и подзаряжаемые гибриды (plug-in hybrid). Компаниям, не достигшим целевых показателей, грозят штрафы по 95 евро за каждый лишний грамм CO2 на проданную машину, что может составить суммарно сотни миллионов евро в год.

PSA полагает, что GM исказила данные по выбросам CO2 машинами Opel и перспективу их сокращения во время переговоров и процедуры due diligence. Гендиректор PSA Карлос Таварес публично обмолвился об этом, представляя новый план развития компании в начале ноября. «Мы узнали через несколько недель после завершения сделки, что компания должна упереться в стену по выбросам CO2», - сказал руководитель PSA журналистам. Акции PSA с тех пор упали на 13,5%, хуже показателей конкурентов.

«Нашим командам поставлена задача полностью перестроить стратегию по продуктам и технологиям», - сказал Таварес. «Если вы не соответствуете [правилам ЕС], то тяжесть штрафов, под которые вы попадете, может угрожать существованию компании».

Одной из неприятных неожиданностей для PSA был план соблюдения СО2, основанный на значительных продажах электромобиля Opel Ampera-e (сделан на базе Chevrolet Bolt). Их предполагалось импортировать из США с убытком примерно по 10 000 евро на машину, рассказали два источника агентства. «Техническое решение было экономически нежизнеспособным и привело бы к огромным потерям», - сказал один из них. «То есть первое, что вы делаете, - убираете эту [продуктовую] линейку, и затем уровень по выбросам взлетает».

После присоединения Opel к PSA продажи Ampera-e уже приостановлены в Норвегии, на которую приходилась почти половина текущих поставок модели. Европейские цены увеличены на 5700 евро.

Но PSA будет трудно убедить юристов GM и в конечном итоге суд, что она не была достаточно осведомлена о высоком уровне выбросов Opel и прогнозах его снижения, отмечает Reuters. Представляя сделку вместе с Таваресом примерно за пять месяцев до ее закрытия, руководитель GM Мэри Барра приводила «растущие нормативные и регуляторные издержки» в качестве ключевой причины для продажи Opel и входящего в нее британского бренда Vauxhall. «Бизнес-модель Opel/Vauxhall стала более сложной», - сказала она.

До продажи Opel, по данным аналитического отчета компании PA Consulting, опубликованного в ноябре 2016 г., должен был превысить CO2-показатели на 3,7 грамма. С отказом от Ampera-e, продажи которой, согласно прогнозам, должны были достигнуть 20 000 шт. в год, превышение увеличилось до 6 г.

«Мы уже много лет говорим, что Opel/Vauxhall как марки GM столкнутся с серьезными проблемами, связанными с ужесточением норм выбросов CO2 в ЕС, - сказал руководитель автомобильного направления PA Consulting Томас Гаттле. - Opel отстает по двигателям на пять-семь лет. Мы не видели никаких крупных инвестиций GM в Opel на разработку подзаряжаемых гибридных или автомобилей с нулевым уровнем выбросов».

Однако реальная ситуация с Opel оказалась еще хуже прогноза, говорят источники Reuters в PSA: компания может превысить целевые показатели выбросов CO2 более чем на 10 г, что в разы больше «незначительного перебора», обсуждавшегося во время переговоров. Суммарно это может привести к штрафам приблизительно на 1 млрд евро. В выявившейся разнице частично отражены также нереалистичные прогнозы продаж дизельных машин GM и зависимость показателя от Ampera-e, сказали источники. «Люди, которые работали над завершением сделки, довольно быстро поняли, что имеются большие расхождения, - сказал один из источников. - Они были заметены под коврик».

PSA теперь поспешит с выпуском электрических или гибридных версий моделей Opel Corsa, Grandland X и Crossland X, которые не были частью первоначального плана развития, который представляли в марте. Вся модельная линейка Opel будет заново разработана на французских платформах и оснащена двигателями PSA к 2024 г. - на три года раньше, чем первоначально планировалось, сказал Таварес, представляя новый план в начале ноября.

«Учитывая заявления о необходимости ускорить переход автомобилей Opel к технологии PSA, мы предполагаем, что PSA собирается списывать свои инвестиции в Opel», - сказал после этого аналитик Jefferies Филипп Ушуа. Он прогнозирует более 1 млрд евро безвозвратных потерь в течение следующих пяти лет.

Компания заплатила за Opel 650 млн евро деньгами и еще 670 млн варрантами, которые конвертируются в акции PSA. Отдельной сделкой PSA совместно с BNP Paribas выкупила финансовое подразделение Opel за 900 млн евро.

В сведениях о сделке, опубликованных в документах GM, предусмотрены компенсационные выплаты, если какая-либо из сторон была введена в заблуждение. Претензии, не урегулированные путем переговоров, передаются в арбитраж. Для налогообложения GM выплаты PSA будут рассматриваться как вычет из цены сделки, пишет Reuters. Это дополнительно повысит цену ухода американской компании с европейского рынка, уже превысившую $6 млрд (за вычетом выручки от продажи бизнеса). В сумму входят выплаты $5,5 млрд и взнос 3 млрд евро в пенсионный фонд Opel, но не учитываются миллиарды в пенсионных обязательствах, которые она сохранила.

По словам источников, во время переговоров о сделке GM запретила сотрудникам Opel общение с PSA и настаивала на том, чтобы запросы французского автопроизводителя по due diligence обрабатывались штаб-квартирой в Детройте. «Один из вопросов был таким: сможет ли Opel выполнить целевой показатель по выбросам в 2021 г., - сказал один из участников переговоров с французской стороны. - И ответ был «да».

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст