Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 470,88  (+15,06%)
1 173,68  (+13,08%)
5 011,12  (-11,09%)
64 107,21  (+324,17%)
3 073,84  (-0,65%)
86,90  (-0,52%)
Источник Investfunds

РЖД одобрили план продажи пакетов акций 18 дочерних обществ

19.07.2010, Коммерсантъ, Пётр Мироненко

По данным газеты «Коммерсантъ», в конце апреля совет директоров ОАО РЖД одобрил предварительный план продажи дочерних компаний на 2010-2011 годы. Всего за три года компания должна заработать на этом до 100 млрд руб. Сейчас реально высокую оценку могут получить только «Трансконтейнер» и, возможно, «Первая грузовая компания» (ПГК). Но ее продажа, скорее всего, состоится не раньше конца 2011 года.

Выделение из состава ОАО РЖД дочерних и зависимых обществ (ДЗО) и последующая их продажа — один из основных элементов реформы отрасли. В программе, утвержденной в 2001 году, говорилось, что на втором этапе реформы (2003-2005 годы) из монополии должны быть выделены ДЗО, осуществляющие открытые для конкуренции виды деятельности. Речь шла, по сути, обо всех сегментах, кроме оперирования инфраструктурой. На третьем этапе реформы (2006-2010 годы) полностью в частную собственность должны были перейти предприятия ремонтного комплекса, сервиса подвижного состава, строительства и ремонта инфраструктуры, логистики. Остальные ДЗО на третьем этапе также должны были получить частных совладельцев путем продажи неконтрольных пакетов.

Продавать с самого начала планировалось не только пакеты акций второстепенных ДЗО, но и потенциально крупнейшие дочерние компании, в которые планировалось выделить весь подвижной состав госмонополии — пассажирские и грузовые вагоны. Создание ДЗО было в целом завершено в срок, из компании выделены 134 дочерние структуры. Но приватизация продвигалась не так быстро.

Первыми — еще в 2007 году — должны были быть проданы 20% акций ОАО «Трансконтейнер» (ему ОАО РЖД передало фитинговые платформы и терминалы для обработки контейнеров), 25% плюс одна акция ОАО «Рефсервис» (парк рефрижераторных вагонов и секций), 25% плюс одна акция ОАО «Элтеза» и 50% минус две акции ОАО «Росжелдорстрой».

Из всего этого до начала кризиса удалось реализовать только 15% акций «Трансконтейнера». В декабре 2007 года пакет был продан в рамках частного размещения за 7,8 млрд руб. «Европейскому банку реконструкции и развития» (купил 9,25% акций) и фондам Moore Capital Management и GLG Emerging Fund (по 2,5%, еще 0,8% получил один из организаторов — «Тройка Диалог»).

Размещение «Трансконтейнер» было признано успешным, и сразу после его завершения ОАО РЖД объявило о начале подготовки IPO компании, которую тогда оценивало не менее чем в $3 млрд. В июне 2008 года были выбраны организаторы IPO, а в августе совет директоров ОАО РЖД утвердил все параметры. До 20% акций «Трансконтейнера» планировалось продать в октябре на российских биржах, а еще 15% — в 2009 году на западных площадках.

Но уже в середине сентября на фондовом рынке начался обвал, с которого стартовала активная фаза кризиса в России. IPO было отменено, и с этого момента продажа пакетов ДЗО всерьез не рассматривалась.

К вопросу о продаже ДЗО ОАО РЖД вернулось в конце 2009 года. В декабре президент компании Владимир Якунин заявил о том, что она планирует на 2010 год как минимум два крупных размещения — IPO «Трансконтейнера» и частное размещение ПГК, куда было передано около половины подвижного состава ОАО РЖД. Распродажа активов стала актуальной не только из-за стабилизации рынка и восстановления железнодорожных перевозок, но и в связи с финансовыми потребностями монополии.

Уже в конце апреля совет директоров ОАО РЖД одобрил предварительный план продаж на 2010-2011 годы (правительство его пока не утвердило). План предполагает продажу пакетов акций 18 ДЗО. Крупнейшее из них — «Трансконтейнер», речь идет об IPO до 35% акций. Строительный «РЖДстрой», ремонтные «Желдорреммаш», «Вагонреммаш» и Новосибирский стрелочный завод» должны пройти процедуру частного размещения до 50% минус две акции. Доли в остальных 13 компаниях должны быть проданы на открытых аукционах.

Из всех активов, с которыми собирается в этом году расстаться ОАО РЖД, лучше всех подготовлен к продаже «Трансконтейнер», и его IPO должно стать первой крупной сделкой госмонополии после кризиса. IPO должно пройти в октябре на российских и западных площадках. По неофициальным данным, предварительная оценка Росимущества в конце марта дала стоимость 35% минус две акции в 11,1 млрд руб.

В утвержденный список продажи ДЗО не попали и крупнейшие дочерние структуры ОАО РЖД — Первая (ПГК) и Вторая (ВГК) грузовые компании. ПГК начала работу в 2008 году. ВГК должна быть создана во втором полугодии и получит все остальные вагоны инвентарного парка, за исключением задействованных в технологических процессах инфраструктуры ОАО РЖД и перевозках военных грузов. По документу, ПГК планируется продавать в два этапа — частное размещение 15% акций в 2010-2011 годах и IPO до 35% минус двух акций в 2012 году. 50% плюс одна акция ВГК должны быть поэтапно проданы в течение полутора-двух лет после ее создания. Но никаких окончательных решений о продаже не принято.

Одной из самых проблемных может стать продажа «Рефсервиса», который Росимущество оценило в 3,9 млрд руб. В начале 2008 года на компанию претендовали операторы «Трансгрупп» и «Н-транс» и группа «Рыбный мир». Но конкурс в итоге был назначен только на декабрь 2008 года с минимальной ценой 961 млн руб. за блокпакет и не состоялся из-за отсутствия заявок. С тех пор «Рефсервис» уже утратил значительную часть рынка, в том числе из-за новых техрегламентов, позволивших возить пиво и соки обычными вагонами. В 2008 году она занимала 37,5% рынка железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов, в 2009 году —- 22,5%, хотя и оставалась прибыльной (407,4 млн руб.).

Компания «ТрансКонтейнер» является ведущим железнодорожным контейнерным оператором в Российской Федерации, предоставляющим широкий диапазон услуг по организации контейнерных перевозок и услуг в сфере логистики. Всего в компании работают более 5 тыс. человек. На сегодняшний день компания является крупнейшим в России, странах СНГ и Балтии владельцем парка специализированного подвижного состава: в ее собственности находится свыше 24 тыс. фитинговых платформ, около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров, а также более 840 единиц автотранспорта – грузовых автомобилей, полуприцепов и бортовых машин.

На территории Российской Федерации ОАО «ТрансКонтейнер» принадлежит: 16 филиалов, охватывающих всю сеть российских железных дорог, 47 контейнерных терминалов во всех ключевых транспортных узлах России, а также 3 предприятия по ремонту контейнеров – в Московской, Липецкой и Нижегородской области. РЖД принадлежит 75% акций «ТрансКонтейнер», «Европейскому банку реконструкции и развития» (ЕБРР) - 9,25%, Moore Capital Management, LLC - 2,5%, GLG Emerging Markets Fund - 2,5%, Troika Dialog Investments Limited - 0,75%.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст