Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 455,82  (+1,75%)
1 160,60  (+6,32%)
5 011,12  (-11,09%)
62 201,77  (-1 267,36%)
2 998,93  (-64,14%)
86,90  (-0,52%)
Источник Investfunds

Александр Некторов, Nektorov, Saveliev & Partners

01.04.2014 на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения опубликован законопроект Минфина РФ, вносящий определенный коррективы в законодательство о слияниях и поглощения. По сути, Законопроект является "реанимацией" предложенного ФСФР России в 2011 г. законопроекта, который, однако, был забыт на длительное время.

Законопроект предлагает изменения в правила главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – "Закон об акционерных обществах") по приобретению крупных (более 30 процентов) пакетов акций открытых акционерных обществ (далее – "общества"). Цели Законопроекта – защита прав акционеров и обеспечения баланса интересов всех участников процедуры поглощения. Они достигаются различными способами: (1) путем усиления контроля за процедурой поглощения со стороны государства, (2) путем ограничения прав лица, приобретающего акции общества (далее – "приобретатель"), и, наконец, (3) путем расширения прав самих владельцев ценных бумаг обществ (далее – "владельцы ценных бумаг").

1. Усиление контроля за процедурой поглощения со стороны государства.

1.1. Обязательное предварительное уведомление Банка России о добровольном или обязательном предложении во всех случаях независимо от характера приобретаемых ценных бумаг.

Если действующим законодательством предварительное уведомление предусмотрено только для публичной оферты о приобретении ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах (для необращающихся бумаг – уведомление в общество и Банк России направляются одновременно), то Законопроект предлагает установить предварительное уведомление Банка России во всех случаях. В целях защиты интересов инвесторов Банк России будет обязан раскрывать информацию о направлении предписания на своем официальном сайте в течение 15 дней.

1.2. Гармонизация государственного регулирования процедуры поглощения.

В настоящее время налицо несогласованность регулирования: у приобретателя возникает обязанность направить обязательное предложение, но он не может ее исполнить в виду отсутствия согласия антимонопольного органа, необходимого согласно Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – "Закон о защите конкуренции").

Законопроект предусматривает, что само добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о согласии уполномоченного органа на совершение такой сделки, что будет, в том числе, контролироваться Банком России. Антимонопольному органу в свою очередь будет запрещено в принципе давать согласие на приобретение голосующих акций по сделке, совершаемой в рамках обязательного предложения или влекущей обязанность сделать обязательное предложение, в случаях, если он не может позволить заявителю приобрести до 100 процентов голосующих акций общества в связи с возможным ограничением конкуренции.

1.3. Расширение круга лиц, рассматриваемых в качестве "единого приобретателя".

Вместо термина "аффилированные лица" Законопроект употребляет термин "связанные лица", который, продолжая охватывать своим содержанием аффилированных лиц, включает в себя в том числе:

• контролирующих и подконтрольных лиц, охватывая тем самым случаи косвенного контроля над обществом;

• лиц, между которыми заключены акционерное соглашение / соглашение об осуществлении прав участников, договор простого товарищества, договор о совместной деятельности или иной договор, направленный на установления контроля над обществом.

2. Ограничение прав приобретателя.

2.1.Ужесточение ограничений в отношении количества голосов, которыми вправе распоряжаться приобретатель в процедуре поглощения.

В настоящее время приобретатель, получивший контроль более чем над 30, 50 или 75 процентами общего количества голосов, до момента направления обязательного предложения в общество вправе голосовать только соответственно 30, 50 или 75 процентами голосующих акций.

Законопроектом предлагается количество голосов, которыми обладает приобретатель, ограничить 3/7 от общего числа голосов, которыми обладают иные акционеры, независимо от количества принадлежащих ему голосов, а срок действия указанных ограничений продлить до даты направления приобретателем отчета об итогах принятия обязательного предложения в Банк России, то есть до момента, когда владельцы ценных бумаг уже реализовали свое право на их продажу.

3. Расширение прав владельцев ценных бумаг.

3.1. Расширение круга выкупаемых ценных бумаг.

Действующее законодательство предусматривает, что в рамках добровольного или обязательного предложения могут быть приобретены только обыкновенные и голосующие привилегированные акции, а также конвертируемые в них бумаги. Законопроектом предлагается для целей главы XI.1 уравнять в правах владельцев всех акций и конвертируемых в них бумаг, независимо от того, предоставляют они права голоса или нет.

3.2. Предоставление права требовать выкупа ценных бумаг их владельцам при неисполнении приобретателем обязанности по направлению обязательного предложения.

Законодательством не предусмотрены способы защиты владельцев ценных бумаг в случае, если приобретатель неисполнил обязанность направить обязательное предложение. Судебная практика, как правило, не признает за владельцами ценных бумаг право обязать приобретателя направить обязательное предложение или выкупить ценные бумаги.

Законопроект предусматривает право владельцев ценных бумаг потребовать их выкупа. При этом владелец ценных бумаг указывает минимальную цену, по которой он готов их продать. Ранее ВАС РФ в Проекте постановления Пленума "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части выкупа акций и применения главы XI.1) также предлагал подобный механизм защиты прав акционеров, что свидетельствует об объективных потребностях практики в подобного рода норме.

Законопроектом предусмотрены также некоторые иные изменения. В частности, предложено ужесточить требования о раскрытии информации о бенефициарах приобретателя, гармонизировать требования корпоративного законодательства и Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", увеличить срок для направления обязательного предложения до 50 дней и другие.

В целом следует признать, что Законопроект направлен на решение давно назревших проблем в области приобретения крупных пакетов акций, о которых еще в 2011 году говорила ФСФР России, и возвращение к этой проблематике вновь дает надежду, что Законопроект не будет забыт на очередные несколько лет.

Комментарий от 11.04.14

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст