Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'21
119
7 276
II кв.'21
118
5 200
I кв.'21
79
7 688

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
РоснефтьТаймырнефтегаз
9 600
Trafigura Beheer BVВосток Ойл
8 500
Независимая нефтегазовая компания (ННК, Нефтегазхолдинг)Варьеганнефтегаз
2 347

«Аэрофлот» не спешит с приватизацией

18.10.2013, Ведомости

Новые сроки приватизации «Аэрофлота» описаны в материалах авиакомпании, подготовленных для экспертных слушаний о «дорожной карте» приватизации «Аэрофлота». Выход государства из «Аэрофлота» предусмотрен в два этапа.

На первом этапе (2013-2015 гг.) необходимо завершить интеграцию региональных компаний «Ростеха» в группу «Аэрофлот», создать лоукост-перевозчика и проч., после чего можно снизить долю государства в авиакомпании с 51,17 до 50% плюс 1 акция, а количество акций в свободном обращении увеличить до 40%, разместив 10,55% акций (3,55% от «Ростеха», казначейские акции — 4,66% и допэмиссия — 2,34%). Вчера на Московской бирже 10,55% «Аэрофлота» стоили 6,48 млрд руб. ($203 млн по текущему курсу). Долю государства до 25% плюс 1 акция предлагается снизить только на втором этапе — в 2016-2020 гг. Решение о форме и сроках второго этапа предлагается принять в 2015 г. По прогнозному плану приватизации, опубликованному Росимуществом, доля государства в «Аэрофлоте» должна сократиться до блокпакета уже до 2016 г. включительно.

Представитель «Аэрофлота» уверяет, что «дорожная карта» согласована с Росимуществом. Получить комментарии представителя ведомства вчера не удалось.

«Есть ощущение, что [гендиректор “Аэрофлота” Виталий] Савельев категорически не хочет приватизации сейчас. Мне показалось, что [руководитель Росимущества Ольга] Дергунова его поддерживает, — делится впечатлениями один из участников слушаний. — Савельеву удалось провести переговоры с Росимуществом, банками, которые консультировали по приватизации, и его позиция была принята всеми сторонами». Савельев считает, что продавать акции нужно тогда, когда компания находится на пике капитализации, а «Аэрофлот» недооценен на 30-50%, объясняет источник, близкий к «Аэрофлоту». Неправильно, если бонус от дальнейшего повышения капитализации получит покупатель, а не государство как нынешний собственник, отмечает собеседник «Ведомостей».

Свою позицию «Аэрофлот» подкрепляет анализом международного опыта. Для иностранных авиакомпаний, развивающихся по сценарию «национального перевозчика», характерны «глобальное присутствие, турборост и несколько брендов в управлении». Такие перевозчики «формируют правила игры», к ним «Аэрофлот» относит Air France, Lufthansa, British Airways и др. Перевозчики, которые «подчиняются правилам игры», развиваются как «региональные авиакомпании»: например, Austrian, Swiss (обе входят в группу Lufthansa), LOT, Malev и др. Они были быстро приватизированы и занимаются лишь «подвозом пассажиров глобальным игрокам» — к этой роли они пришли из-за «пагубной самонадеянности [государств] в отношении либерализации рынка», «поддержки внутренней конкуренции», «слабого внимания к полноценному развитию хабов». «Излишне либеральное отношение к развитию национальной авиации ведет к занятию страной вторичных позиций на глобальном рынке с неэффективным национальным перевозчиком», — подчеркивается в презентации. Если «Аэрофлот» пойдет по этому пути, то «у России резко усиливается риск потери авиатранспортной самостоятельности».

«Аэрофлот» сейчас недооценен примерно на 40%, согласен начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Вне зависимости от сроков приватизации “Аэрофлота” выгода от мер, которые государство может принять для повышения его капитализации (корректировка законодательства под лоукостера, увеличение международного присутствия), огромна». Добиться роста капитализации можно без серьезных вложений в авиакомпанию, отмечает Пантелеев: «Для Росимущества не вложить ни копейки и получить рост капитализации на 40% — это огромный плюс».

По словам гендиректора авиакомпании «Ютэйр» Андрея Мартиросова, «Аэрофлот» изменился: «У него теперь другое бизнес-мышление; государство теперь не создает специальные условия для него, а, меняя правила игры для «Аэрофлота» (например, под создание лоукостера «Аэрофлота». — «Ведомости»), меняет их для всех. Но если государство будет допускать перекос в сторону поддержки «Аэрофлота» в ущерб остальным авиакомпаниям, то инвесторы покинут индустрию, а это неправильно. Проще тогда все авиакомпании национализировать».

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст