Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 428,93  (-10,49%)
1 171,06  (+7,56%)
5 070,55  (+59,95%)
64 550,89  (+521,62%)
3 156,32  (+26,09%)
88,46  (+1,31%)
Источник Investfunds

Транспортному машиностроению прописали господдержку

Как стало известно "Ъ", Минпромторг подготовил стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года. Согласно документу, у отрасли два пути развития — либо закрывать заводы или продавать их иностранцам, сократив долю российских предприятий на рынке до 50%, либо сохранять производство за счет господдержки. Если государство будет финансировать отрасль, объемы производства подвижного состава удастся повысить. Но на рынке считают ожидания Минпромторга завышенными.

"Ъ" удалось ознакомиться со стратегией развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года, подготовленной Минпромторгом и представленной профильным министерствам. По данным "Ъ", стратегия будет обсуждаться на одном из предстоящих совещаний правительства. Вчера пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не смогла уточнить эту информацию. В Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили, в Минтрансе заявили, что "в конце октября согласовали представленный вариант стратегии без замечаний". В Минфине и ФАС от комментариев отказались.

Проект включает два варианта развития — инерционный и умеренно-оптимистичный (с господдержкой). В документе сказано, что первый вариант "наиболее реален", он предполагает, что из-за неполной загрузки мощностей многие частные компании обанкротятся или их выкупят западные и китайские производители. При этом для оптимизации издержек те, скорее всего, перенесут производства в регионы с более благоприятным инвестклиматом, в частности, в Юго-Восточную Азию, а в РФ останется крупноузловая сборка. В итоге доля российских предприятий на отечественном рынке к 2030 году сократится более чем в 1,5 раза, до 50%, а комплектующих — вдвое, до 20%.

Второй вариант, напротив, подразумевает, что российские компании укрепят свои позиции: их доля на рынке увеличится до 92% к 2030 году, а доля комплектующих до 85%. Но это возможно лишь при господдержке, ее объемы Минпромторг не уточняет. Государство должно сформировать и условия для локализации иностранных производителей в РФ, сейчас желающих нет из-за отсутствия экономического стимулирования. Присутствие иностранных компаний в РФ предпочтительно только в виде СП с российским партнером и при локализации на уровне не менее 80%.

По данным министерства, сейчас в отрасли около 500 предприятий, но большинство недозагружены. Например, мощности по выпуску вагонов метро заняты на 58,4% (в 2013 году 607 штук), локомотивов — на 57,7% (в 2013 году — 807 штук), грузовых вагонов — на 46% (57,7 тыс.), электропоездов — на 34,7% (650 штук). Еще хуже обстоят дела со спросом: производство трамваев сократилось с 207 в 2007 году до 121 в 2013 году. Проблемы с загрузкой Минпромторг объясняет "отсутствием инвестиций на технологическую модернизацию и наращивание мощностей". Но есть и другие причины, например, в случае с грузовыми вагонами это упрощенная процедура продления сроков их службы, что может привести к "деградации" вагоностроения.

В то же время Минпромторг признает, что почти во всех секторах транспорта парк изношен, и это может помочь загрузить мощности, но общую потребность в грузовом парке в 2015 году ведомство оценивает в 890-950 тыс. вагонов (сейчас больше 1,2 млн). Объемы закупок локомотивов оцениваются в 605-689 штук в 2015 году и 694-784 штук в 2030 году, пассажирских вагонов — 455-515 в следующем году и 312-1100 — в 2030-м.

Но почти все опрошенные "Ъ" участники рынка сочли эти расчеты завышенными. Несколько источников "Ъ" среди железнодорожных операторов заявили, что не видят предпосылок для роста спроса на вагоны. Один из них отметил, что даже при господдержке в 2015 году не найдется желающих купить 75 тыс. вагонов, как предполагает Минпромторг. По его оценке, по 20 тыс. вагонов могут приобрести структуры производителей и сами операторы. В ОАО РЖД, которое является основным покупателем локомотивов, заявили, что объем закупок зависит от объема инвестпрограммы. В проекте инвестпрограммы на 2015 год, по данным "Ъ", закупки локомотивов снижены почти в 1,5 раза, до 467 штук. По мнению руководителя информационно-аналитической комиссии НП "Объединение вагоностроителей" Станислава Золотарева, у ряда заводов также могут возникнуть проблемы с освоением производства инновационной продукции.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров согласен, что при текущей экономической обстановке без господдержки многие предприятия не смогут продолжить работу. Одним из наиболее эффективных методов поддержки аналитик считает субсидирование процентной ставки по лизингу, но только на грузовое вагоностроение потребуется порядка 10 млрд руб. в год. Но при профиците мощностей без остановки ряда предприятий все равно не обойтись, считает Михаил Бурмистров.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст