Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'23
96
10 061
III кв.'23
90
7 160
II кв.'23
107
5 397

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 314,72  (+1,95%)
1 131,55  (+3,29%)
5 254,35  (+5,86%)
70 180,22  (-532,18%)
3 554,45  (-7,36%)
87,00  (+1,59%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Аэропорт Симферополя может отойти за долги Юрию Ковальчуку…

Аэропорт Симферополя может отойти за долги Юрию Ковальчуку и Николаю Шамалову

04.03.2019, Mergers.ru

По данным информационного портала «The Insider», после очередного инвестиционного форума в Сочи официальные СМИ отрапортовали о судьбоносных решениях, которые позволят оживить подсанкционную крымскую экономику. Однако даже в тех случаях, когда бюджет берет на себя львиную долю расходов, из-за токсичности полуострова инвесторы не спешат вкладывать деньги.

Обещанное возрождение круизного сообщения на Черном море оказалось блефом, попытка строительства гражданского аэропорта в Севастополе завершилась скандалом, а «историями успеха» могут похвастать разве что коммерческие структуры, выступающие в роли государственных откупщиков.

Российский журналист, бывший генеральный директор и шеф-редактор издательского дома (ИД) «Коммерсантъ», а в настоящее время член совета директоров ИД «Коммерсантъ», продюсер проекта «Гражданин поэт», совладелец ООО «Центр цифровой дистрибьюции» Андрей Васильев вспоминает, с какими инвестиционными проектами выступали крымские власти за последние пять лет и чем это кончилось.

«Князь Владимир» и туристы из Азии.

В номенклатуре советской мифологии Крым считался «всесоюзной здравницей». В новейшее время инвестиционные надежды логично возлагались на туризм. Немало масштабных проектов предлагалось за последнюю пятилетку.

Среди них — парк приключений в окрестностях Бахчисарая, стоимостью $150 млн, и обновленный гоночный комплекс Crimea GrandPrix в Сакском районе за $300 млн. Но они так и остались на бумаге. Из-за отсутствия инвесторов так и не началось строительство туристического кластера в Коктебеле, проект которого обошелся местному бюджету в 3,5 млн. рублей.

На последнем Сочинском форуме с большой помпой была представлена программа «Золотое кольцо Боспорского царства». Впрочем, это просто туристический маршрут, не предполагающий никаких инвестиций.

Напротив, её разработчики рассчитывают на получение бюджетных грантов для продвижения бренда. Взамен они вновь обещают увеличить туристический поток на полуостров на 7–10% в том числе за счет иностранцев.

Но иностранцев в Крыму не видно. В прошлом году «Корпорация развития Севастополя» подписала соглашение с «Русско-Азиатским союзом», который обещал, что полуостров наводнят миллионы китайских туристов. Вскоре директора корпорации Олега Николаева уволили в связи с провалом работы, а китайцы в Крыму так и не появились.

Незавидная судьба постигла и еще один амбициозный проект, сформулированный лично Владимиром Путиным: возродить круизное сообщение в Черном море. Выполняя поручение президента, Минтранс еще в 2016 году купил за $12,7 млн. старый и признанный негодным к эксплуатации паром Roy Star, переименованный по этому случаю в круизный лайнер «Князь Владимир».

В феврале 2017 года на Сочинском форуме было заявлено, что круизы по маршруту Сочи-Крым-Стамбул начнутся уже в мае. Однако Турция отказалась впускать «Князя Владимира» в свои порты, а сезон 2018 года и вовсе был сорван, так как из-за технических неисправностей физически и морально устаревшее судно не могло в течение почти всего лета выйти в море.

Аэропорт друзей Путина.

Российское правительство пробует привлечь инвесторов совместными с государством проектами, обещая взамен чрезвычайно выгодные условия. Например, госсубсидия на развитие аэропорта «Симферополь» до 2020 года составляет 13 млрд. рублей.

Бюджетные деньги пойдут на взлетно-посадочную полосу, рулевые дорожки, диспетчерский комплекс и профильную инфраструктуру. Дополнительные 32 млрд. рублей, в том числе на строительство пассажирского терминала, крымские власти должны были привлечь за счет частных инвестиций.

Это удалось частично сделать за счет кредитов РНКБ — госбанка, работающего в Крыму — и банка «Россия», среди владельцев которого друзья Путина Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. По условиям сделки создали ООО «Международный аэропорт Симферополь», которому передали все имущество аэропорта. Правительство Крыма имеет в нем долю в 49%, а банки-инвесторы — в 51%.

При этом есть большая вероятность, что если кредит не будет погашен в срок, то все активы достанутся кредиторам, поскольку компания-оператор, по информации РБК, на все 100% находится у них в залоге.

Вероятно, активы «Международного аэропорта Симферополь» перейдут кредиторам: Шамалову и Ковальчуку.

За успехами соседей с завистью следят в Севастополе. Севастопольцы считают, что именно их город является настоящей столицей полуострова, и поэтому в нем должны быть собственные «воздушные ворота».

Еще недавно здесь действовал небольшой гражданский аэропорт «Бельбек», из которого осуществлялись рейсы в Киев, Москву и Днепропетровск. Но российские власти «национализировали» его у владельца — украинского олигарха Коломойского, после чего воздушное сообщение с Севастополем прекратилось.

Кремль готов был выделить 2 млрд. рублей в рамках ФЦП на развитие «Бельбека». Но поставил местным властям одно условие: доказать рентабельность проекта, найдя инвестора, который вложит еще 1,5 млрд. рублей частных средств.

При этом сделать это надо было до 1 ноября 2016 года. Аккурат к поставленному сроку тогдашний врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников с гордостью отчитался: «Задание выполнил, инвестора нашел!». Им стало ООО «Интеграл». Но триумф обернулся скандалом.

Местным журналистам удалось выяснить, что «серьезный инвестор» — это микро-предприятие с уставным капиталом в 10 000 рублей и офисом в подвале жилого дома в Симферополе.

В Москве об этом тоже узнали, и проект государственного финансирования севастопольского аэропорта заморозили. Впрочем, на последнем форуме в Сочи эта тема вновь звучала, но на этот раз уже в контексте приема «Бельбеком» VIP-рейсов.

Другое микро-предприятие, зарегистрированное в том же подвале, ООО УКИП сейчас ищет инвесторов на 12 млрд. рублей в яхтенную марину в Балаклаве, которую севастопольским властям поручил создать сам Владимир Путин.

Пока же инвесторов нет; из бюджета выделено 339 млн. рублей фирме Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» на разработку ее проекта.

Концессионеры и откупщики.

Но есть в Крыму и свои «истории успеха». Так, по итогам последнего инвестиционного форума в Сочи, Севастополь вошел в пятерку лучших регионов по реализации программы «Умный город».

Проект инфоматизации городской среды включает в себя целый ряд направлений, реализуемых за счет средств коммерческих инвесторов на принципах частно-государственного сотрудничества.

В 2016 году было подписано концессионное соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ВессоЛинк» сроком на 12 лет. Последняя обязалась инвестировать 900 млн рублей в создание системы видеонаблюдения за дорожным движением в городе.

В течение прошлого года работы были выполнены. Всего установлено 129 камер, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения в среднем на 2 млн. рублей в сутки, из них 25% идет инвестору, по сути возродившему средневековую практику откупа государственных сборов.

Другое направление программы — создание Единой городской карты Севастополя. Здесь партнером властей выступает все тот же банк «Россия». На эмитированные им карты предлагается переводить пенсии, социальные пособия, выплаты бюджетникам.

Их общий объём только в гражданском секторе составляет 33 млрд. рублей в год, что станет существенным источником пополнения активов банка, принадлежащего друзьям Владимира Путина.

Энергии. Нет.

Впрочем, не всегда крымские власти готовы оплачивать инвестиции из кармана аборигенов. Все зависит от личных отношений и лоббистов того или иного проекта.

В феврале 2017 года губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников подписал в ходе инвестиционного форума в Сочи соглашение о модернизации городских электросетей с «Россетями». Оно должно было произойти в рамках пилотного проекта EnergyNet.

Его куратором назначали «героя русской весны», изобретателя и бизнесмена Алексея Чалого. В результате внедрения его инновационных технологий стоимость обслуживания сетей, как обещали, уменьшится на четверть.

Первоначально планировалось, что деньги на создание в Севастополе энергетического комплекса нового поколения раздобудет Агентство стратегических инициатив. Но оно с задачей не справилось.

Тогда в проект и привлекли ПАО «Россети», выразившее готовность инвестировать 2 млрд. рублей. Но не из благотворительности, а в обмен на долю в активах «Севастопольэнерго», частного предприятия, контролирующегося иностранными собственниками. Но тех не устроили условия сделки, и они предложили свой вариант: внести предполагаемые расходы в тарифы для населения.

Возможно, что так оно бы и произошло, но вмешался личный фактор. Дмитрий Овсянников поссорился с Алексеем Чалым, отказав проекту в статусе приоритетного. В результате к концу 2018 года работы по созданию в Севастополе «умных сетей» так и не были начаты, а реализация проекта перенесена на неопределенный срок.

Спустя пять лет Крым продолжает оставаться в серой зоне. В него отказываются заходить не только иностранные инвесторы, но и крупные российские компании. В связи с международными санкциями инвестиции в полуостров относятся к категории высокорискованных.

Поэтому основные надежды местных властей — на бюджетные средства, но, несмотря на государственную поддержку, большинство инвестиционных проектов заканчиваются провалом.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст