Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 439,76  (+10,83%)
1 178,69  (+7,63%)
5 071,63  (+1,08%)
64 029,44  (+0,17%)
3 157,04  (+26,81%)
87,90  (-0,56%)
Источник Investfunds

Банк плохих долгов ищет хозяина

Не успели власти опубликовать окончательный план антикризисных мер, как выяснилось, что реализация одного из пунктов — идеи создания банка плохих долгов — под большим вопросом. Причина — полная неопределенность с тем, что, как, за сколько и у кого выкупать, что с полученными активами делать, а главное — кто будет нести ответственность за результаты этой деятельности.

Учитывая, что у очевидных претендентов на управление такой структурой — Агентства по страхованию вкладов и ВЭБа — желания этим заниматься нет, а также, по данным "Ъ", негативное к ней отношение в экономическом блоке правительства, в антикризисном плане к концу января может стать одним пунктом меньше.

Создание банка плохих долгов стало одним из наиболее обсуждаемых пунктов опубликованного вчера на сайте правительства РФ антикризисного плана на 2015 год. Согласно плану, эта идея должна быть проработана до 30 января. Каким мог бы быть механизм, 28 января высказывались представители различных ведомств. Однако определенности в том, что банк будет создан, не содержалось ни в одном заявлении.

"Я думаю, вы обратили внимание, что, в отличие от многих других пунктов (антикризисного плана.— "Ъ"), речь идет о внесении предложений, а пока еще не о проекте федерального закона. Это говорит о том, что идея пока находится в стадии проработки",— подчеркнул вице-премьер Аркадий Дворкович.

В сослагательном наклонении рассуждал и первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Он усомнился, что нужно делать именно банк, а потом и вовсе оговорился: "Если этому быть".

По данным "Ъ", оговорки неслучайны и отражают достаточно высокую вероятность отрицательного заключения властей о перспективах создания банка плохих долгов. Экономический блок правительства не поддерживает идею в принципе, отмечает один из источников "Ъ". Скептически оценивает перспективы создания новой структуры и федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения.

"Ее можно рассматривать разве что как временную парковку для части кредитов банков, испытывающих трудности с соблюдением нормативов ЦБ",— отметил он, добавив, что пока даже неясно, кто из участников рынка способен взять на себя решение задачи. "А главное — нести ответственность, не исключено, что уголовную, за расходование госсредств на выкуп активов непонятного качества",— указывает еще один собеседник "Ъ".

По словам источников "Ъ", один из потенциально возможных вариантов — поручить проект Агентству по страхованию вкладов (АСВ), специализирующемуся, в частности, на санации проблемных банков и работе с активами банков-банкротов, а сами плохие активы выкупать за счет неизрасходованных на докапитализацию банков ОФЗ (на 170 млрд руб.).

Впрочем, в самом АСВ, похоже, большого оптимизма не испытывают. "В действующем законодательстве и текущей практикой АСВ проблема плохих активов банков уже решена в рамках процедуры санации",— заявили там.

Кроме того, 28 января выяснилось, что, хотя изначально идею создания такой структуры предлагали именно банки, в частности, Газпромбанк, как раз о помощи банкам через этот инструмент речь не идет. Как сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев, смысл не в докапитализации банков, а в решении проблем предприятий. О поддержке системообразующих предприятий через банк плохих долгов говорил вчера и Аркадий Дворкович.

Впрочем, антикризисный план и так предусматривает поддержку промышленности ВЭБом (который для этих целей планируется докапитализировать на 300 млрд руб.). "Зачем еще и банк плохих долгов, где на него изыскать средства, в каком объеме, как отбирать долги, как их оценивать, с какими дисконтами выкупать и что делать с ними потом, все это совсем непонятно",— рассуждает один из источников "Ъ".

Он также сомневается в целесообразности создания данного института. В такой ситуации ВЭБ, который, по данным "Ъ", также обсуждался в качестве оператора банка, риски на себя брать не стремится.

"Внутри ВЭБа такая возможность сейчас не рассматривается. Это крайне сложная задача, опыта создания и управления подобной структурой в России нет ни у кого, включая ВЭБ, который, кстати, выполнял роль антикризисного центра в кризис 2008 года",— говорит источник "Ъ", близкий к ВЭБу.

Не верят в перспективность идеи и многие на рынке — от госбанкиров до аналитиков. "Вкладываться в заведомо убыточную структуру сейчас несвоевременно, для системообразующих компаний и банков поддержка уже есть, к тому же правильнее стимулировать их работать с активами самостоятельно",— говорит один из банкиров.

"Сейчас острой необходимости в создании такого института мы не видим, так как объем накопленных проблем, даже с учетом оставшихся с кризиса 2008 года, некритичен",— рассуждает заместитель директора группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергей Вороненко.

Он поясняет, что если, например, в Казахстане есть некоторые крупные банки до 60% портфелей которых фактически нежизнеспособны, то прогноз по уровню проблемных активов российских банков на 2015 год — 17-18%, и не все из них невозвратные, с таким уровнем можно жить, не перекладывая их в большую черную дыру, которая будет постоянно требовать все новых вливаний.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст