Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'19
189
9 217
III кв.'19
164
15 986
II кв.'19
146
9 814

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
CNOOC Арктик СПГ-2
2 550
Китайская национальная компания по разведке и разработке нефти и газа (CNODC)Арктик СПГ-2
2 550
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)Московский индустриальный банк (МИнБ)
2 048

Группа «Сумма» нашла новые причины купить «Трансконтейнер»

15.05.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», группа "Сумма" Зиявудина Магомедова не оставляет попыток купить у ОАО РЖД "Трансконтейнер".

Совладелец "Суммы" Зиявудин Магомедов написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать проект создания национального контейнерного оператора на базе активов группы с контрольным пакетом "Трансконтейнера" (сейчас ей принадлежит 25,07%, еще 50% плюс 2 акции у ОАО РЖД). Об этом рассказал источник, знакомый с содержанием письма.

По его словам, бизнесмен указывает, что России необходимо опередить Китай, создающий вокруг себя "интегрированное евразийское экономическое пространство". Для этого Москве, по версии Зиявудина Магомедова, нужна национальная сетевая логистическая платформа на базе ключевых контейнерных активов.

Создать ее бизнесмен предлагает "в сжатые сроки на базе группы "Сумма"" за счет интеграции "Трансконтейнера" и Дальневосточного морского пароходства (у "Суммы" 32,5%) с участием Новороссийского морского торгового порта ("Сумма" на паритетных началах с "Транснефтью" владеет 50,1%).

Господин Магомедов полагает, что в результате можно переключить грузопоток с моря на Транссиб (увеличив перевозки с 350 тыс. до 1,2 млн TEU в год) и в целом на железную дорогу с автотранспорта. Мультипликативный эффект, уверяет бизнесмен, может превысить 560 млрд руб.

Обращение рассмотрено, первый вице-премьер Игорь Шувалов 26 апреля поручил профильным ведомствам его проанализировать. В Минэкономики говорят, что пока с идеями "Суммы" незнакомы.

В Минтрансе получили письмо господина Магомедова, но позицию свою сформируют после анализа вариантов распоряжения пакетом акций "Трансконтейнера", который проведет аналитический центр при правительстве (он был нанят для этого в апреле).

Кроме того, говорят в Минтрансе, требуется в целом определиться "с целевым состоянием транспортно-логистического блока ОАО РЖД".

 В ОАО РЖД пояснили, что компания представила свое видение правительству.

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что документ "ушел в Минтранс и ряд других ведомств". В нем говорится, что сегмент рынка контейнерных железнодорожных перевозок имеет стратегическое значение для ОАО РЖД как наиболее развивающийся и перспективный. Монополия сама ведет активную работу по развитию контейнерных перевозок.

Успешным примером в ОАО РЖД считают свою Объединенную транспортную логистическую компанию (ОТЛК, СП с железными дорогами Казахстана и Белоруссии, владеет пакетом "Трансконтейнера", но бумаги планируется вернуть ОАО РЖД).

ОТЛК, поясняют в ОАО РЖД, демонстрирует стабильный рост объема перевозок в сообщении Китай--Европа--Китай: свыше 100 тыс. TEU в 2016 году (рост вдвое), в 2017 году ожидается 140 тыс., а в 2020 году — уже 1 млн TEU. Среднегодовой рост в сообщении с Китаем — 11%.

Доходы ОАО РЖД в виде провозной платы от контейнерных перевозок увеличились с 38,5 млрд руб. в 2012 году до 52 млрд руб. в 2016 году (прогноз на 2020 год — более 90 млрд руб.).

При доле на рынке контейнерных перевозок около 50% доля "Трансконтейнера" в структуре соответствующих доходов ОАО РЖД в 2016 году составила около 60%, или 30,8 млрд руб., с прогнозом стабильного увеличения и достижения в 2020 году более 63% (57,6 млрд руб.).

Также, полагают в ОАО РЖД, реализация предложений "Суммы" нецелесообразна и по причине того, что оценка акционерной стоимости "Трансконтейнера" ниже справедливого уровня, от смены акционеров для ОАО РЖД и рынка нет дополнительной синергии, зато есть риск его монополизации.

При этом профильный транспортный актив "Суммы" группа FESCO находится в состоянии дефолта, подчеркивают в ОАО РЖД, ее долги достигают $1 млрд.

Кредиторы, согласно позиции ОАО РЖД, выдвигают настойчивые требования о продаже активов группы, в том числе "Трансконтейнера". Значительная часть активов и так в залоге, есть риски обращения на них взысканий. Поэтому, заключают в ОАО РЖД, финансовая реализуемость предложений "Суммы" "вызывает обоснованные сомнения".

FESCO действительно уже трижды не платила купонный доход по евробондам, последнее такое решение было принято на днях. Тогда же было предложено перенести на октябрь выплаты по рублевым облигациям.

ОАО РЖД в письме просит оценить идеи "Суммы" как нецелесообразные, а если и продавать долю монополии в "Трансконтейнере", то целиком и на открытом аукционе.

Один из источников в правительстве РФ говорит, что чиновники разделяют часть опасений ОАО РЖД. Он отмечает, что осенью господин Магомедов предлагал выкупить блокпакет "Трансконтейнера" с премией или весь пакет ОАО РЖД по рынку, теперь речь о премии не идет.

"Если есть деньги — почему "Сумма" не гасит задолженность перед кредиторами? — отмечает источник.— А если нет денег, то откуда возьмутся средства на сделку?"

Премия, которую ранее предлагала за блокпакет "Сумма", составляла 20-30% (что тогда давало 15,6 млрд руб.), точная сумма не называлась, но, как говорил господин Магомедов в феврале, ОАО РЖД пообещали "супернеприличные" деньги даже исходя из стоимости компании в 50 млрд руб. при его оценке справедливой стоимости по EBITDA в 35 млрд руб.

Комментарий

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что нерешенность ситуации с долгами FESCO невыгодно контрастирует с планами "Суммы" купить "Трансконтейнер". "FESCO — токсичный актив, проблем которого инвестор не решает",— уверен эксперт.

По его мнению, для ОАО РЖД продавать "Трансконтейнер" совершенно нецелесообразно в контексте взрывного роста доходности оперирования в сегменте контейнерных перевозок и фитинговых платформ, которая с начала года возросла на 30%.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст