Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'20
96
17 965
III кв.'20
72
2 210
II кв.'20
74
2 790

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Trafigura Beheer BVВосток Ойл
10 000
РоснефтьПайяхское месторождение
5 000
УралхимУралкалий
2 057

Группа "Сумма" нашла партнера в Гонконге для строительства порта Зарубино

Как стало известно "Ъ", группа "Сумма" Зиявудина Магомедова нашла гонконгского соинвестора для строительства "Большого порта Зарубино" в Приморье. China Merchants Holding International (CMHI), которой владеют китайская госкомпания China Merchants Group и Goldman Sachs, собирается стать акционером проекта и обеспечить часть грузовой базы порта. "Сумма" рассчитывает и на госфинансирование, но в профильных министерствах проект порта Зарубино еще даже не видели.

О том, что группа "Сумма" договорилась с CMHI о совместном строительстве порта Зарубино, "Ъ" рассказал владелец группы Зиявудин Магомедов. По его словам, 10 ноября 2014 года стороны подписали соглашение о намерениях, в рамках которого китайская компания станет миноритарным акционером порта.

Структуру сделки и размер выкупаемой CMHI доли господин Магомедов не уточнил, отметив, что юридическая форма сделки будет определена в течение трех месяцев. Кроме того, CMHI обеспечит порт грузовой базой (на первом этапе это 4 млн тонн зерна и 500 тыс. TEU-контейнеров) и выступит соинвестором, говорит владелец "Суммы", не называя размер вложений. Сделка еще будет согласовываться с правительством, добавил он.

CMHI основана в Гонконге в 1992 году и является крупнейшим активом государственной China Merchants Group (контролирует 55% акций, еще 45% — у Goldman Sachs). CMHI присутствует в семи из десяти крупнейших контейнерных портов Китая. В 2013 году выручка CMHI составила $5,48 млрд. Вчера в CMHI на запрос "Ъ" не ответили.

"Сумма" планирует построить "Большой порт Зарубино" в бухте Троицы, в 18 км от границы с Китаем, к 2018 году. Грузооборот составит 60-100 млн тонн в год, большую часть объемов должен обеспечить транзит из северных в южные провинции КНР. Через порт будут перегружаться зерно (около 10 млн тонн), контейнеры (до 2 млн TEU в год), генеральные и навалочные грузы (до 35 млн тонн в год), Ro-Ro-грузы и др.

Стоимость проекта с учетом железнодорожной и автомобильной инфраструктуры и "сухого порта" в приграничном Хуньчуне оценивается в $3-3,5 млрд. По словам Зиявудина Магомедова, проектные работы планируется начать в феврале 2015 года, собственные средства "Суммы" составят $1-1,2 млрд, и группа "не исключает обращения в ФНБ за предоставлением 45 млрд руб.". Позже телеканалу "Россия 24" господин Магомедов добавил, что компания рассчитывает на участие государства в финансировании инфраструктуры, часть средств "можно изыскать в рамках модернизации Транссиба и БАМа".

Однако ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев заявил "Ъ", что факт привлечения "Суммой" китайского партнера не означает, что государство уже согласовало проект Зарубино и готово инвестировать: "Сейчас есть четыре варианта строительства крупного порта на Дальнем Востоке, и не обязательно, что будет выбран проект "Суммы"". Он уточнил, что межправсоглашений между РФ и КНР по Зарубино не было и в ближайшее время их не планируется подписывать.

10 ноября 2014 года в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова заявили "Ъ", что список проектов, претендующих на средства ФНБ, согласован и Зарубино в нем нет. Дополнительные заявки принимает Минэкономики, но там сообщили, что "Сумма" к ним не обращалась.

В Минтрансе заявили, что для "принятия решения о реализации проекта в Росморречфлот должна быть представлена декларация о намерениях инвестирования с расчетами экономической эффективности" и другие материалы, но они пока не поступали. В ОАО РЖД также заявили "Ъ", что не участвуют в проекте порта, напомнив, что "не занимаются строительством подъездных путей за свой счет, а средства на Восточный полигон предназначены для модернизации путей общего пользования".

Но проект поддерживает Минвостокразвития: летом оно включило Зарубино в список из 14 территорий опережающего развития (ТОР). Позже проект этой ТОР был внесен в законопроект о ТОРах на Дальнем Востоке, который сейчас рассматривается Госдумой.

 

Комментарий
Надежда Малышева из Portnews считает, что с учетом привлечения иностранного инвестора у "Суммы" есть все шансы для строительства большого портового хаба в Зарубино. Железная и автодорога там есть, их пропускные способности ограниченны, но для запуска первого этапа этого достаточно, считает она. Но впоследствии без усиления транспортной инфраструктуры не обойтись, и если государство не согласится инвестировать в строительство, "Сумма" может привлечь в качестве партнера ОАО РЖД по примеру порта Усть-Луга.
 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст