Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 439,76  (+10,83%)
1 178,69  (+7,63%)
5 071,63  (+1,08%)
64 748,63  (+719,36%)
3 168,21  (+37,99%)
87,90  (-0,56%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов отбился…

Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов отбился от долгов на 14 млрд. рублей и вернулся на рынок, чтобы торговать автомобилями Subaru и Nissan

26.06.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Деловой Петербург», Олег Барабанов официально вернулся в автобизнес. Под контроль бизнесмена перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс–партнер по обанкротившемуся автохолдингу "РРТ" Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахстанской "Азия Авто".

Как рассказал Олег Барабанов, сделка по продаже ему ОАК закрыта. Андрей Ивойлов вышел из компании, где ему принадлежало 90% (еще 10% у Екатерины Шумлянской, адвоката ОАК). Следующий шаг — продажа "дочки" ОАК "Р–Моторс Лада", которая торгует автомобилями Lada в трех автоцентрах, казахстанской "Азия Авто".

"Теперь 90% долей в ОАК принадлежит мне. А сделка с "Азия Авто" началась в мае, и уже подписано соглашение о продаже ей "Р–Моторс Лада". Покупателям отходят в собственность два автоцентра по продаже Lada в Санкт-Петербурге — один на пр. Маршала Жукова площадью 1,8 тыс. м2, второй — на Выборгском шоссе, 31, площадью 3,8 тыс. м2. Также им передан договор аренды с компанией "Софит" — это здание автоцентра в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе, 76, площадью 4,3 тыс. м2", — рассказал Олег Барабанов.

Окончательно эти активы перейдут к "Азия Авто" 31 декабря 2017 года. Вырученные средства Олег Барабанов направил на выкуп у Андрея Ивойлова ОАК. Андрей Ивойлов полученные деньги направит на погашение кредитов перед банками, сам останется руководить "Р–Моторс Лада" в Петербурге при казахстанских акционерах.

"Мне поступило интересное предложение от партнеров из Казахстана с перспективой серьезного развития в городе", — сказал он.

Автохолдинг "РРТ" начал банкротиться в 2014 году, не выдержав высокой кредитной нагрузки на фоне падающего рынка. Ситуацию усугубило наличие у компании масштабной инвестиционной программы на 6 млрд. рублей. Общая задолженность перед кредиторами, основные из которых банк "Санкт–Петербург", ВТБ и др., составила около 4 млрд. рублей.

У РРТ было 27 автоцентров в 11 городах России, из них в Петербурге — девять. Из 27 в собственности находилось 23. В портфеле марки — Land Rover, Ford, Nissan, Subaru, Opel, Skoda, Hyundai, Cadillac, Chevrolet.

Перед банкротством в конце 2013 года Олег Барабанов и Андрей Ивойлов (у которого доля в РРТ составляла 7%) поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал продавать там машины GM под брендом "Р–Моторс".

Он позиционировал себя в качестве самостоятельного бизнесмена, хотя участники рынка уверяли, что за ним стоит Олег Барабанов, который никуда из автобизнеса не уходил.

До 2016 года включительно Андрей Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы.

В итоге была сформирована ОАК, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс. По итогам 2016 года ОАК занимает 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд. рублей.

В 2016 году к Олегу Барабанову был подан иск о личном банкротстве, но весной 2017 года арбитражный суд утвердил мировое соглашение между бизнесменом и кредиторами. В итоге Олег Барабанов выплатит им 34 млн. рублей вместо 14 млрд.

"Я и не собирался уходить из автобизнеса, — говорит Олег Барабанов. — Возникли обстоятельства, которые заставили изучить более полно юридические науки и перетряхнуть свои активы. Чем я и занимался последние 4 года. Я полон сил и энергии, есть много хороших идей и огромный опыт".

Автоэксперты приветствуют возвращение известного бизнесмена, изумляясь его способности взять в долг миллиарды, а вернуть миллионы, заключив при этом мировое соглашение с кредиторами.

"Олег Барабанов проявил себя как человек, способный работать в состоянии жесточайшего стресса, и сильный переговорщик. Хорошо, что на авторынке остаются яркие лидеры", — говорит управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков.

"Возврат в автобизнес — это начало новой и интересной перезагрузки Олега Барабанова. Скоро его имя вновь займет достойное место в рейтингах", — отмечает автоэксперт Евгений Пекарский.

В "Азия Авто" отметили, что "Р–Моторс Лада" является наиболее успешным дилером Lada в Петербурге, приобретение активов стало продолжением партнерства с АвтоВАЗом, когда в начале 2015 года была развернута программа по развитию сети в Сибирском, Уральском и Приволжском округах. "На рынке Петербурга, где позиции Lada традиционно менее сильны, наша задача — повышение рыночной доли марки", — сказали там.

"ОАК занимает более 30% на рынке Lada в Петербурге. Сделку с "Азия Авто" можно оценить в 700–900 млн рублей", — сказал Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб".

"Азия Авто" создана в 2002 году в Казахстане. Это автосборочный завод, который выпускает Skoda, Chevrolet, KIA, Lada 4x4. Мажоритарным акционером является председатель совета директоров Анатолий Балушкин (состояние — $136 млн, по данным Forbes), также в 2017 году 10% выкупил Даурен Жаксыбек (состояние — $498 млн, Forbes).

Акционером компании также является АвтоВАЗ с долей 25%, идет строительство завода в Усть–Каменогорске мощностью 120 тыс. автомобилей.

Компания является дилером Lada в России, имея 18 центров в 13 городах России. В 2016 году она продала 6,6 тыс. машин (2,5% российского рынка). После приобретения петербургских активов ("Р–Моторс Лада" продала в 2016 году 3,5 тыс. машин) объем продаж составит не менее 10 тыс. автомобилей, что позволит занять долю рынка России 4% и стать лидером среди дилеров марки.

В Петербурге работает 13 центров Lada, но два из них, которые принадлежат "Спарз", концерн закроет с 1 июля. Таким образом, в городе остается 11 центров марки — по одному у "СПАРЗ", "Питер Лада", "Интей Лада", "Строительной компании", ГК "Дакар", три у ГК "Терра Авто" и три у "Р–Моторс Лада" (ОАК). Одновременно АвтоВАЗ хочет открыть еще один автоцентр.

В 2016 году в городе было продано 11,9 тыс. машин марки, что на 26% больше, чем годом ранее. Учитывая масштабы нового игрока, дилерам Lada в этом году жить будет весело, констатирует Евгений Пекарский.

Комментарий

"Пришел новый федеральный игрок с крупной сетью в Азии и России. Это серьезный шаг для укрепления позиций бренда на рынке города, что позволит нарастить долю Lada в городе с 10% до средних по России 20%", — считает владелец ГК "Терра Авто" Владислав Рыдаев.

Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель":

"Возвращение Олега Барабанова на авторынок вполне ожидаемо. Эта новость меня нисколько не удивляет. Это один из старейших игроков на рынке города.

Он никогда не терял управление своим бизнесом и теперь де–юре делает то, что раньше делал де–факто, формируя новое предприятие, очищенное от долговой нагрузки. Очевидно, что на двух марках он не остановится и будет и дальше пополнять портфель другими брендами.

Олег Барабанов — амбициозный человек и сумел выбраться победителем из очень тяжелой ситуации, и я верю, что ему многое по плечу. Таких случаев в истории автобизнеса я не припомню".

Алексей Николаев, совладелец ГК "Авто Премиум:

"Петербургский авторынок довольно устойчив, и по итогам 2017 года стоит ждать роста 2–5%. Но игроки пока чувствуют себя тяжело под гнетом банковских кредитов и процентов по ним.

Прибыли почти нет, и она направлена на погашение долгов. Более–менее стабильно себя ощущают компании, которые работают, имея собственные средства. По России таких около 20%, в Петербурге они, вероятно, тоже есть, но я о них не знаю.

Думаю, до конца года нам стоит ждать ухода некоторых игроков. А вот появление новых дилеров, как в данном случае, — это скорее случайность.

Валерий Шеромов, генеральный Директор АО "Питер Лада":

"В Петербурге продажи Lada растут. Например, в нашей компании они с начала года выросли на 4%. Но практика показывает, что рынок съедает примерно 1 тыс. автомобилей в месяц вне зависимости от количества дилеров и состава их акционеров.

Увеличение продаж и доли рынка происходит в основном за счет новых моделей, которые выпускает последние несколько лет АвтоВАЗ. К примеру, сейчас покупатели ждут выхода Vesta в кузове универсал, уже сформирован лист заявок.

Самой популярной моделью является Lada Granta. Так что не думаю, что появление нового игрока окажет какое–либо влияние на бизнес действующих дилеров".

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст