Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 454,07  (-8,87%)
1 154,28  (-1,18%)
5 051,41  (-10,40%)
61 275,32  (+165,02%)
2 983,86  (-7,36%)
90,09  (-0,32%)
Источник Investfunds

Лесопромышленный холдинг RFP Group ищет нового инвестора

13.05.2020, Mergers.ru

Как выяснил “Коммерсант”, кризис в лесной отрасли Дальнего Востока привел к тому, что основные акционеры крупнейшего в регионе лесопромышленного холдинга RFP Group Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов хотят сократить доли. Бизнесмены, вместе владеющие около 58% в RFP, ищут нового инвестора, которому готовы продать пакет вплоть до контрольного. Причина — низкая рентабельность в условиях роста экспортных пошлин и высокая долговая нагрузка. На рынке считают, что найти покупателя будет сложно: по оценкам экспертов, RFP Group целиком может стоить около $500 млн. При этом у бизнеса неплохие среднесрочные перспективы, учитывая большую лесосеку и доступ на азиатские рынки.

Бизнесмены Роман Абрамович и его партнеры по Evraz Александр Абрамов и Александр Фролов, владеющие около 58% акций одной из крупнейших российских лесопромышленных компаний RFP Group, ищут новых инвесторов в этот актив, сообщили источники, знакомые с ситуацией. Собеседники газеты поясняют, что желание выйти из бизнеса связано с высоким уровнем долга холдинга, который стало сложно обслуживать (согласно последним данным, на конец 2016 года долг составлял около 16,5 млрд руб.).

Один из собеседников издания уточнил, что о намерении продать свои доли в RFP бизнесмены говорили в прошлом году на одном из совещаний у полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, поскольку поступления от актива на тот момент едва покрывали проценты по кредиту. Но, отмечает источник, претендентов на пакеты нет, так как даже при низкой цене продажи впоследствии «эта покупка начнет вытягивать деньги».

RFP Group — крупнейшее лесопромышленное предприятие на Дальнем Востоке и один из лидеров по экспорту леса из России в страны Азии. Ключевые активы группы — «Дальлеспром» и АО «Флора», а также АО «Амурское пароходство». Как отмечается в презентации RFP, вертикально интегрированная бизнес-модель включает крупнейший лесной фонд на Дальнем Востоке с лесосекой в 4,5 млн кубометров в год, собственные мощности по лесозаготовке около 2 млн кубометров в год, а также собственную логистику по реке, морю и ж/д через Амурское пароходство (ежегодный объем перевозки — свыше 1,3 млн тонн, в собственности более 140 речных и морских судов, управляет пятью речными портами).

По данным самой компании, объем заготовки в 2019 году составил 1,7 млн кубометров круглого леса, больше половины которого переработано в шпон и пиломатериалы. Производство лущеного шпона из лиственницы было на уровне 216 тыс. кубометров, пиломатериалов из ели — 148 тыс. кубометров, из низкосортной древесины — около 116 тыс. кубометров. Выручка составила $170 млн. В 2020 году RFP Group рассчитывает запустить завод по производству топливных гранул (пеллет) мощностью 135 тыс. тонн.

Состав акционеров RFP Group никогда официально не раскрывался. Публично известна лишь доля Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), который с 2013 года через Российско-китайский инвестфонд владеет 42% акций RFP Group. По данным “Коммерсанта”, еще 33% в компании у Романа Абрамовича, остальной пакет — у его партнеров Александра Абрамова и Александра Фролова.

Как следует из презентации RFP Group для покупателей, у новых инвесторов есть возможность купить «существенный или контрольный пакет акций» предприятия. При этом источник “Коммерсанта”, знакомый с условиями предложения, уверяет, что речь не идет о полном выходе существующих акционеров, а лишь об уменьшении долей некоторых из них.

Предполагается, что сделка по привлечению нового акционера пройдет через выкуп им акций допэмиссии, вырученные деньги будут вложены в развитие компании. Цена возможной сделки не указывается. Объем своих исторических затрат в актив акционеры оценивают в $350 млн.

В Invest AG (управляет активами Александра Абрамова и Александра Фролова), в Millhouse Романа Абрамовича и в РФПИ отказались от комментариев. В самой RFP Group информацию о намерении привлечь нового инвестора также не комментируют.

Лесная промышленность Дальнего Востока уже несколько лет находится в углубляющемся кризисе. Его основная причина — последовательное повышение пошлин на экспорт необработанного леса (в этом году они выросли до заградительного уровня 60%) при слабой конъюнктуре на основном экспортном рынке Китая вследствие торговой войны с США. В Китае с начала 2019 года цены почти на все виды лесоматериалов, в том числе и из России, снизились на 25–30%. По итогам 2019 года лесопромышленный экспорт Дальнего Востока сократился более чем на 35%, и участники отрасли просили правительство вмешаться и снизить экспортные пошлины (см. “Ъ” от 23 января).

В 2020 году ситуацию усугубил ущерб от простоя из-за коронавируса. Основные игроки Дальнего Востока ожидают сокращения производства в отрасли в четыре раза по сравнению с началом 2010-х годов. На этом фоне, поясняют источники издания, у RFP Group острый дефицит оборотных средств при значительной долговой нагрузке, так как банки отказываются перекредитовывать предприятие. «Сбыт уже есть, рынки работают, но сама по себе модель холдинга с деревообработкой ежедневно приносит убытки»,— сказал один из собеседников газеты.

Другая системная проблема лесной отрасли региона — отсутствие ЦБК, из-за чего до 50% древесины (тонкомеры, балансы) остается невостребованной. В презентации RFP Group указывается, что строительство собственного ЦБК в Амурске «позволит кратно улучшить экономику сектора». В презентации отмечается, что его преимуществами станет отсутствие подобных мощностей на Дальнем Востоке, оптимальное расположение в центре Хабаровского края, где сосредоточено 70% лесозаготовки дальневосточного округа и существует примыкание к БАМу, а также высокая обеспеченность внешней инфраструктурой (в Амурске уже существовал старый ЦБК на 700 тыс. тонн). RFP Group с 2016 года рассматривала вариант строительства ЦБК совместно с китайской China Paper мощностью 500 тыс. тонн целлюлозы в год и стоимостью почти $1 млрд. Но переговоры не увенчались успехом.

Данил Парыгин из WhatWood, исходя из финансовых показателей RFP Group, оценивает полную стоимость компании примерно в $430–560 млн. Эксперт отмечает, что, хотя и остаются нерешенными вопросы комплексной переработки древесины и неполной переработки балансовой древесины и техсырья с арендованных лесосек, у холдинга есть резерв к наращиванию производственных мощностей. Инвестируя в переработку и развивая последующие глубокие переделы, компания может увеличить оборот в два-три раза, считает он. Также господин Парыгин отмечает, что близость активов RFP Group к азиатским рынкам сбыта — Китаю, Корее, Японии — является серьезным конкурентным преимуществом.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст