Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 439,76  (+10,83%)
1 178,69  (+7,63%)
5 071,63  (+1,08%)
64 695,66  (-98,74%)
3 169,74  (+0,51%)
87,90  (-0,56%)
Источник Investfunds

Сбербанк может «развестись» с «Яндексом» и купить Ozon

09.07.2019, Mergers.ru

По данным медийного проект «The Bell», Сбербанк рассматривает возможность покупки крупных игроков в онлайн-ритейле — Ozon или Avito. А вот отношения с действующим партнером в этой сфере — «Яндексом» — не складываются. Через два года после того, как компании договорились вместе строить «отечественный аналог Amazon», стороны обсуждают варианты развода.

Что случилось.

О том, что Сбербанк рассматривает возможность покупки крупного онлайн-ритейлера, The Bell рассказали источник, близкий к одной из крупных IT-компаний, собеседник, знающий об этом от одного из менеджеров банка, и источник, близкий к одному из крупных онлайн-ритейлеров. По словам одного из них, банк думает о покупке Ozon или Avito. Двое других подтвердили интерес Сбербанка к Ozon.

Одновременно сразу пять собеседников The Bell, близких к обеим компаниям или знакомых с ситуацией в их совместных проектах, утверждают, что «Яндекс» и Сбербанк недовольны тем, как складывается их партнерство в онлайн-ритейле, из которого предполагалось вырастить «русский Amazon». Двое из них утверждают, что партнеры уже предложили друг другу концепции развода, но решения об окончании совместного бизнеса пока нет.

Покупки.

В какой стадии находятся переговоры Сбербанка по покупке новых активов, выяснить не удалось: официально все стороны комментировать этот вопрос отказались, но никто из них не опроверг факт переговоров.

Южноафриканский фонд Naspers только недавно консолидировал полный контроль в Avito по высокой оценке (на этот счет, правда, есть разные мнения) и вряд ли настроен сейчас выходить из актива, рассуждает один из собеседников The Bell.

А вот крупнейшие акционеры Ozon — фонды Baring Vostok и АФК «Система» Владимира Евтушенкова — давно инвестировали в этот актив, последние их заявления сводились к тому, что они будут совместно развивать Ozon до момента IPO, которое может состояться через два года. Впрочем, источник, близкий к Евтушенкову, сказал, что тот сейчас не заинтересован в продаже.

Источники The Bell говорят об интересе к поглощениям именно со стороны банка, а не его совместного предприятия с «Яндексом», но как именно могут быть структурированы сделки — не сообщают.

Развод.

Зато все собеседники подтверждают, что отношения партнеров в совместном проекте в онлайн-ритейле складываются непросто.

Компании начали изучать возможность развода еще год назад, сейчас у обеих сторон есть концепции того, как его можно осуществить, говорит один из собеседников The Bell. Оценить вероятность такого развития событий он не берется. Топ-менеджер одной из крупных российских IT-компаний слышал, что стороны уже предложили друг другу варианты развода.

О причинах конфликта между Сбербанком и «Яндексом» собеседники The Bell рассказывают по-разному.

Дела в СП по электронной коммерции идут не так, как ожидал Сбербанк, утверждает близкий к банку собеседник. Он объясняет разногласия тем, что в компании не было сильного лидера и найти его до сих пор не удалось.

Сбербанк не был доволен тем, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные на первый год KPI, говорит еще один источник.

Партнеры не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта: Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, «Яндекс» был этим недоволен.

Сбербанк настаивал, чтобы все, что касается платежей, шло через него, хотя были банки, готовые предложить его СП с «Яндексом» лучшие условия, говорит еще один источник.

Официальная позиция.

Ни одна из компаний не ответила на вопросы для The Bell по существу.

«Яндекс» рассматривает разные варианты развития своих проектов в онлайн-ритейле, в том числе и сделки M&A, но планы по покупке конкретных компаний не комментирует, сообщила пресс-служба компании.

Комментировать возможный развод со Сбербанком в компании не стали: «Мы находимся в постоянном диалоге со своими партнерами и обсуждаем разные варианты развития в будущем. Чужие слухи и предположения мы не комментируем».

Но «общим результатом» по развитию «Беру» в «Яндексе» довольны, «без эффективного диалога всех сторон» и «ежедневного взаимодействия команд» это было бы невозможно, сообщила пресс-служба «Яндекса».

Пресс-служба Сбербанка на момент публикации не ответила на запрос The Bell, первый зампред банка Лев Хасис, который отвечает в том числе за развитие технологий, сказал, что слухи не комментирует.

Представитель Baring Vostok (крупнейший акционер Ozon c долей в 39,2%) от комментариев отказался, напомнив, что в 2019 году фонды Baring предоставили Ozon конвертируемый заем на 4,3 млрд. рублей. «Мы продолжаем поддерживать компанию в ее планах по завоеванию лидерских позиций на рынке», — сказал он.

Представитель АФК «Система» (ей принадлежит 38,2% Ozon) от комментариев отказался.

Представитель фонда Naspers, основного акционера Avito, также отказался от комментариев. В январе фонд выкупил 29% акций Avito за $1,16 млрд., доведя свою долю в ритейлере до 99,6%. Это решение отражает веру Naspers в долгосрочные перспективы «этого великого бизнеса и российского интернет-бизнеса в целом», говорил глава фонда Боб ван Дейк.

История вопроса.

О планах создать нового игрока в онлайн-коммерции — «отечественного аналога Amazon», как называл будущую компанию Герман Греф, — Сбербанк и «Яндекс» объявили в августе 2017 года.

Каждый из партнеров получил по 45% долей совместного предприятия на основе «Яндекс.Маркета», еще 10% было зарезервировано под опционы для менеджеров. Все СП было оценено в 60 млрд. рублей.

С тех пор партнеры запустили маркетплейс под названием «Беру» и онлайн-площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly.

Кроме того, за первый год работы партнеры открыли еще два сервиса: Boxbot, сеть постаматов, в которых можно получить свой интернет-заказ, и приложение «Суперчек», через которое можно будет оплачивать покупки в обычных офлайн-магазинах.

Для развития последнего компания также купила аналогичный сервис Scan to buy, который разработал собственную технологию сканирования товаров.

Превратить СП в лидера рынка должны были технологии «Яндекса»: нейросети, помощник Алиса, технология распознавания картинок (чтобы покупатель мог сфотографировать понравившуюся ему вещь, а потом с помощью поиска найти ее на маркетплейсе), перечислял в октябре 2018 года Грег Абовский, операционный и финансовый директор «Яндекса».

Кроме того, важную роль в развитии платформы должен был играть сервис «Яндекс.Доставка».

«Беру» интегрируется в приложение «Сбербанк.Онлайн», у которого десятки миллионов пользователей. Предполагалось, что в маркетплейсе можно будет тратить бонусы программы «Спасибо» от Сбербанка. Также планировалось задействовать в качестве пунктов для выдачи заказов сеть из 5–6 тыс. отделений Сбербанка, в которых можно размещать постаматы.

Цифры.

За первые девять месяцев работы «Беру» выручка проекта достигла 1 млрд. рублей в месяц, рассказал The Bell представитель СП. Для сравнения: оборот Ozon в 2018 году составил 42,5 млрд. рублей.

«Беру», как и все подобные маркетплейсы, зарабатывает на комиссиях с продаж, которые платят продавцы. В «Беру» они составляют от 2% до 15% в зависимости от категории товаров и объема проданных вещей.

Сейчас «Беру» доставляет товары в 1,2 тыс. городов и работает с 1,5 тыс. продавцов, а еще у проекта появилось три логистических центра в Московской области и Ростове-на-Дону, в которые компания проинвестировала 1,5 млрд. рублей.

В пиковые моменты на сайте «Беру» может находиться одновременно 500 тыс. пользователей, в ассортименте у маркетплейса 200 тыс. разных товаров.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст