Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 439,42  (-39,75%)
1 163,50  (-10,67%)
5 010,60  (+43,37%)
66 696,81  (+401,22%)
3 234,17  (+28,02%)
87,15  (+0,07%)
Источник Investfunds

"Трансойл" Геннадия Тимченко выкупит "Нефтетранспорт"

На стагнирующем железнодорожном рынке может состояться первая в этом году относительно крупная консолидационная сделка. "Трансойл" Геннадия Тимченко подал в ФАС ходатайство о покупке 100% ЗАО "Нефтетранспорт". В "Трансойле" подтвердили факт подачи заявки, в ФАС уточнили, что она поступила 30 июля.

По сути, это первая в году крупная сделка на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Из-за падения доходности и неясности с продлением срока службы старых вагонов большинство владельцев подвижного состава отказались от пополнения парка, а переговоры о покупке или объединении операторских компаний буксуют на вопросах оценки.

ЗАО "Нефтетранспорт" было создано в 2002 году "Трансгрупп АС", основателями которой являлись нынешний глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и его партнер по бизнесу Сергей Глинка. В 2012 году Максим Ликсутов заявил, что продал доли в транспортных активах партнерам по "Трансмашхолдингу" Искандару Махмудову и Андрею Бокареву.

Но, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", с февраля 2014 года у ЗАО "Нефтетранспорт" появился новый собственник — Worldwide Invest AS, которую возглавляет экс-супруга Максима Ликсутова Татьяна (супруги развелись в июне 2013 года). Бенефициаром Worldwide Invest AS называется эстонская Transgroup Invest AS, собственники которой не раскрываются. В январе Алексей Навальный со ссылкой на бизнес-реестр эстонских фирм сообщил, что компания принадлежит на паритетных началах Татьяне Ликсутовой и Сергею Глинке, назвав развод Максима Ликсутова "фиктивным". Сам чиновник тогда лишь заявил, что не имеет акций компаний, которые могли бы вступать в конфликт интересов с его должностью в правительстве Москвы. Участники рынка не знают, остался "Нефтетранспорт" под контролем господ Ликсутова и Глинки или перешел к господам Махмудову и Бокареву.

Между тем Искандар Махмудов и Андрей Бокарев являются миноритариями самого "Трансойла": в 2012 году их структура выкупила 13% акций у Геннадия Тимченко, в результате чего доля последнего сократилась до 80%. Еще 7% — у совладельца группы "Н-Транс" Андрея Филатова.

ЗАО "Нефтетранспорт" владеет около 4 тыс. вагонов (в основном нефтеналивные цистерны) и еще столькими же управляет. Основными клиентами являются ОАО "Газпром нефтехим Салават", ОАО "Мелеузовские минеральные удобрения", ООО "Томскнефтехим". В 2013 году грузопоток составил 3,5-4 млн тонн, выручка — 12,1 млрд руб., чистая прибыль — 561 млн руб.

"Трансойл" — крупнейший в РФ железнодорожный перевозчик нефтеналивных грузов (24% рынка). В парке 37,7 тыс. цистерн, из которых 70% в собственности. Выручка в 2013 году составила 73 млрд руб., чистая прибыль — 7,9 млрд руб.

Осенью 2013 года Геннадий Тимченко говорил, что допускает "расширение деловых отношений" со структурами Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, но только в части производства и эксплуатации локомотивов и только в случае либерализации рынка локомотивной тяги.

В июне глава совета директоров "Трансойла" Игорь Ромашов говорил, что в стратегии компании предусмотрены M&A-сделки с операторами с грузовой базой и парком в 1-5 тыс. вагонов, "но это должен быть выгодный актив".

Комментарий
По мнению главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, Искандар Махмудов и Андрей Бокарев могут иметь "некое отношение" к бизнесу "Нефтетранспорта" в силу их долгосрочного партнерства с Максимом Ликсутовым. По оценке эксперта, стоимость ЗАО "Нефтетранспорт" может составить около 4,5 млрд руб. Сделку он называет логичной, поскольку бизнес "Трансойла" и "Нефтетранспорта" "по сути идентичен". Кроме того, добавляет господин Бурмистров, ЗАО "Нефтетранспорт" занимается перевозками в танк-контейнерах, спрос на которые в нефтехимической отрасли растет.
 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст