Завершилась череда аукционов по продаже пакетов акций РАО «ЕЭС России» в 7 пилотных энергосбытовых компаниях – Вологодской, Нижегородской, Кубанской, Белгородской и Кузбасской сбытовых компаниях, Оренбургэнергосбыте и Свердловэнергосбыте. В пяти из семи поведенных аукционов итоговая цена оказывалась лишь на уровне стартовой, что говорит об отсутствии конкуренции, а, аукцион по продаже Кольской сбытовой компании даже не состоялся по причине отсутствия достаточного количества заявок.
Мы расцениваем результаты прошедших 21, 22 и 23 мая аукционов как негативные для сегмента акций энергосбытовых компаний. Так, например, если средняя по рынку оценка отношения стоимости компании (EV) к объему отпущенной электроэнергии составляет 7,3 $/МВтч, то по результатам проведенных 21 и 22 мая аукционов это отношение составляет лишь 5,9. Негативным также является отсутствие конкуренции на аукционах по продаже 5 из 7 сбытов. Активная борьба развернулась лишь за пакеты нижегородского и белгородского сбытов.
Причина ограниченного интереса инвесторов к аукционам по продаже сбытов – незавершенный передел в генерации и распределении электроэнергии. Сбытовой бизнес – низкокапитализированный, имеет важную социальную составляющую и характеризуется высокими операционными рисками. Агрессивная борьба за пакет нижегородского и белгородского сбытов в какой-то степени компенсирует негативные результаты прочих аукционов и может сигнализировать о сохранении лишь точечного интереса к сегменту.
Тем не менее, пакеты «ЕЭС России» в Нижегородской и Белгородской сбытовых компаниях были проданы со значительной премией к стартовой цене (173% и 268% соответственно), что превысило наши самые оптимистичные ожидания. Основная причина высокого интереса инвесторов к ряду сбытовых компаний – возможность относительно недорого – 3-5% от стоимости генерации региона - получить доступ к потребителям. Если бы сформировался достаточно большой пул инвесторов, также дорого могли уйти и остальные сбытовые активы.
Мы полагаем, что «ЕЭС России» более основательно подготовится к следующей очереди продаж сбытовых компаний, которая намечена на сентябрь 2007 г.- проведенные аукционы показали, что в случае наличия конкуренции между стратегическими инвесторам результаты могли бы быть очень хорошими. Так, например, сложно объяснить полученное по результатам аукциона четырехкратное превышение стоимости Белгородской компании над стоимостью Вологодской компании при сопоставимой выручке компаний и похожей базе потребителей.