Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 469,83  (-8,25%)
1 174,68  (-2,74%)
5 035,69  (-80,48%)
57 369,97  (-41,71%)
2 943,81  (+1,87%)
85,96  (-2,39%)
Источник Investfunds

ФАС предлагает усилить контроль за иностранными инвестициями

05.05.2015, Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает усилить контроль за иностранными инвестициями. Случаев, когда для сделки потребуется согласование правительства, может стать значительно больше, следует из проекта поправок, подготовленных ФАС (документ опубликован на портале regulation.gov.ru).

Сейчас согласование правительственной комиссии требуется для сделок, по совершении которых иностранный инвестор получит контроль над 25% российской компании, работающей в одной из стратегических отраслей, или приобретает имущество такой компании на сумму свыше 25% балансовой стоимости ее активов. Подробный перечень отраслей, имеющих стратегическое значение, содержится в законе об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.

ФАС предлагает предусмотреть новые основания для предварительной проверки сделки в законе об иностранных инвестициях. Согласно проекту поправок сделка иностранного инвестора в отношении российской компании может подлежать предварительному согласованию, если она имеет особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Решение об этом будет принимать президент или председатель правительственной комиссии по иностранным инвестициям – сейчас это Дмитрий Медведев.

В нынешней формулировке норма может коснуться любой сделки – вне зависимости от доли, которую приобретает иностранный инвестор, или отрасли, в которой работает интересующая его российская компания, объясняет партнер Goltsblat BLP Николай Вознесенский.

Нигде не сказано, что именно имеет особое значение для обороны и безопасности России, и трактовать это понятие можно довольно широко, констатирует он.

Определять, какие именно сделки имеют особое значение для обороны и безопасности и, следовательно, требуют согласования, смогут два человека – президент и премьер, подчеркивает замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

Если будут приняты поправки ФАС, никакой дополнительной неопределенности для инвесторов не возникнет, настаивает Цыганов: понятно, кто и по каким критериям принимает решение.

Аналогичный порядок существует, например, в США и Германии, сообщает партнер King & Spalding Илья Рачков: критерии для иностранных инвестиций, которые требуют предварительного согласования, там также достаточно размытые и многое отдано на откуп исполнительной власти.

Другое дело, что в международной практике не возникает таких проблем с правоприменением, указывает бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков: «Интересно, как наша антимонопольная служба, которая в погоне за улучшением конкуренции убила ее, будет толковать и применять эту норму». Усиливается механизм ручного управления, происходит откат от четко определенных норм к абстрактным – эта неопределенность всегда хуже для инвесторов, продолжает Беляков, для них всегда первый вопрос – будет ли сделка согласовываться правительством и сейчас они хотя бы более или менее могут это определить. Если были случаи, когда сделка не подпадала под формальные критерии для согласования, но содержала угрозу безопасности России, тогда законопроект можно обсуждать, но пускай ФАС назовет такие случаи, а если не было, то и оснований принимать такие поправки нет, заключает Беляков.

«В условиях, когда иностранные инвесторы и так испытывают сложности с вложениями в Россию, создавать дополнительные препятствия неправильно», – считает топ-менеджер крупного инвестфонда. Понятно, что есть исключения, которые требуют особого внимания, но системно ФАС должна думать, как, наоборот, упростить процедуру инвестирования в страну, уверен собеседник «Ведомостей».

Все понимают, что при покупке ключевых активов все равно проходят согласования на высшем уровне, указывает Вознесенский, теперь это может быть зафиксировано и в законе. Но скорее всего эта норма будет применяться достаточно редко – для исключительных случаев, считает он: проводить каждую сделку через правительственную комиссию просто нереально.

Сделки, имеющие особое значение для обороны и безопасности, о которых идет речь в поправках, нужно будет согласовывать по той же процедуре, которая действует при покупке доли в компании из стратегической отрасли: инвестор должен подать ходатайство в ФАС, служба проверяет его на соответствие всем формальным требованиям, затем заявку рассматривает правительственная комиссия по иностранным инвестициям под руководством премьер-министра. За шесть лет правоприменения закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли правительственная комиссия рассмотрела 177 ходатайств, 169 из них были согласованы, сообщала ФАС в конце прошлого года.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст