Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 449,77  (+10,01%)
1 186,79  (+8,10%)
5 048,42  (-23,21%)
64 038,60  (-755,81%)
3 148,89  (-20,35%)
89,11  (+1,21%)
Источник Investfunds

ФАС предлагает запретить государству покупать активы

17.03.2017, Ведомости

Национальный план развития конкуренции будет стимулировать переход от естественномонопольного состояния экономики к конкурентному, говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев на коллегии службы в начале марта. Утвердить его ФАС предлагает указом президента.

Новый вариант проекта указа и плана на 2017–2019 гг. появился в правительстве в марте («Ведомости» ознакомились с содержанием, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Почти все разногласия сняты, утверждает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. По поручению правительства органы власти и ЦБ прорабатывают позицию по документу, говорит представитель Минэкономразвития.

Развивать конкуренцию ФАС предлагает, снижая долю государства в экономике, которая сейчас, по данным службы, доходит до 70% (если учесть и госкомпании), или хотя бы остановив расширение госсектора. Для этого ФАС хочет запретить государству приобретать активы на конкурентных рынках. Но есть исключения – запрет не распространяется на оборонные, стратегические предприятия, а также на решения президента или правительства. Также ФАС предлагает запретить создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках, а к 1 февраля 2018 г. вообще отказаться от такой организационно-правовой формы.

Госкомпании, унитарные предприятия и их «дочки» должны ограничить покупку новых активов, предлагает ФАС. Прежний вариант плана был жестче – госкомпаниям предписывалось продать профильные активы на конкурентных рынках, но этот пункт исчез. Пока государство не мешает госкомпаниям расширяться, например разрешило «Роснефти» купить 60,16% обыкновенных акций «Башнефти».

В итоге – и это первый ключевой показатель плана – ФАС хочет, чтобы к 2020 г. в каждой отрасли была хоть одна компания, принадлежащая государству не больше чем на 25%. Хотя бы одна частная компания должна быть, комментирует Пузыревский. Нужно провести анализ, есть ли сейчас отрасли, в которых не представлен частный бизнес и почему, продолжает он, если же присутствие частных компаний невозможно, то обсуждать этот вопрос дополнительно. При анализе, по словам Пузыревского, может использоваться классификатор Росстата или другой: «Это будет обсуждаться».

Строго говоря, хотя бы одна частная компания есть в каждом виде деятельности, замечает Владимир Сальников из ЦМАКПа, только это может быть малая или микрокомпания, существующая только по документам. Компания может указывать как основной один вид деятельности, а реально заниматься другим, уточняет он. Необходимо учитывать и территориальный аспект – если товар производится исключительно для регионального рынка, то на федеральном уровне формально будет конкуренция, но реально ее может и не быть, предупреждает Сальников. Одна компания в отрасли ничего не решит, ведь с госкомпаниями ей сложно конкурировать на равных, замечает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: лучше ставить целью увеличение доли в отрасли или производстве до десятков процентов.

Многим даже крупным отраслям осталось совсем немного до поглощения государством, например нефтяной, замечает замдиректора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева. С учетом тенденций последних лет не допустить полного огосударствления отдельных отраслей может оказаться непросто, считает она.

Другие два показателя плана: сократить вдвое число антимонопольных нарушений со стороны власти и удвоить долю закупок государства, госкомпаний и естественных монополий у малого бизнеса. Как будет достигнута вторая цель – изменением законодательства или стимулированием, – еще предстоит решить, уточнил замруководителя ФАС Рачик Петросян.

Естественных монополий должно становиться все меньше: план предлагает делать такие секторы, если это возможно, конкурентными, отказываться от тарифного регулирования. А за оставшимися следить жестче: в их закупках уменьшать долю единственного поставщика, принять единые принципы установления тарифов, а инвестпрограммы, финансируемые из тарифов, согласовывать с ФАС. Для почты и портов – принять правила недискриминационного доступа к их услугам.

Инвестпрограммы естественных монополий уже утверждает правительство, комментирует гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, в обсуждении, конечно, должна участвовать ФАС, но лучше бы окончательное заключение давали Минэкономразвития и профильные министерства, поскольку естественные монополии – это инфраструктура и вопрос социально-экономического развития. Развитие конкуренции – один из инструментов повышения эффективности экономики, но не самоцель, в некоторых случаях конкуренции быть не может или ее развитие противоречит более важным приоритетам, например локализации производства стратегической продукции, замечает зампред комитета по конкуренции РСПП Александр Ситников.

Экономика страдает от тотального огосударствления и национальный план – это глас вопиющего в пустыне, попытка привлечь внимание к проблеме, политизировать ее, считает бывший министр по антимонопольной политике, а ныне председатель совета потребителей по вопросам деятельности РЖД Илья Южанов. Но один федеральный орган мало что может сделать, а остальные министерства и ведомства выступят против него единым фронтом, полагает Южанов. Даже если план превратится просто в программное заявление о том, что правительство не считает приоритетом развитие госсектора, а, наоборот, хочет более широкого участия частного капитала в экономике, само по себе это будет важно, считает Авдашева.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст