Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 443,63  (+3,87%)
1 183,76  (+5,07%)
5 048,42  (-23,21%)
64 014,67  (-779,73%)
3 123,95  (-45,29%)
89,11  (+1,21%)
Источник Investfunds

«Автодор» предлагает создать и приватизировать «дочку»

14.10.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», новое кольцо вокруг Москвы, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), по плану госкомпании «Автодор» должно быть пущено в эксплуатацию в 2019 г., тогда же начнут брать и плату за проезд.

Бесплатным останется пятый участок (проходит по Наро-Фоминскому, Одинцовскому, Истринскому, Солнечногорскому районам и городскому округу Звенигород), там не везде есть альтернатива, говорит представитель «Автодора».

Брать плату за проезд по ЦКАД должен единый оператор, решило правительство. Проект создания единого оператора ЦКАД «Автодор» обсудил с экспертами в Московской школе управления «Сколково» 10 октября 2016 года.

Собирать плату предлагается по технологии free flow, без шлагбаумов и будок, со специальными устройствами на каждом автомобиле и вдоль дороги. Чтобы free flow работала эффективно, необходимо ввести ответственность за бесплатный проезд, о деталях пока говорить рано, считает представитель «Автодора».

Автоматизированная система управления дорожным движением и система взимания платы обойдутся в 5,8 млрд руб., сказано в презентации «Автодора».

Рассматривается три схемы работы оператора: концессионное соглашение с платой концедента, долгосрочное операторское соглашение, корпоративное государственно-частное партнерство (ГЧП), сообщает «Автодор».

В схеме с концессией интересы инвесторов защищает закон – меньше риски при привлечении кредита. Но необходимы двухэтапный конкурс и соглашение, это может занять до полутора лет.

Схема с долгосрочным операторским соглашением предусматривает госзакупку – со всеми плюсами и минусами этой процедуры.

В схеме корпоративного ГЧП «Автодор» создает проектную компанию, с которой заключает концессионное или долгосрочное операторское соглашение, а затем предлагает доли в ней инвесторам. Проектная компания выбирает генподрядчика, чтобы он строил систему и управлял ею.

Конкурентность обеспечивается на этапе привлечения подрядчика, пишет «Автодор»: проект будет более эффективным, позволит привлечь иностранных инвесторов и тех, кто не может напрямую участвовать в конкурсе.

Но такой проект мо­жет быть неинтере­сен инвесторам. В этом случае предусматривается обязательство стратегического инвестора по выкупу доли в проектной компании, предупреждает «Автодор».

Экспертное сообщество рассматривало все возможные варианты и высказалось в пользу последнего, говорит представитель «Автодора», но это еще не значит, что госкомпания остановится именно на нем.

«Автодор» уже создавал специального оператора. Летом госкомпания объявила, что ООО «Дорожно-инвестиционная компания», созданное РФПИ и «Автодором», реконструирует дорогу М4 «Дон» (участок Ростов – Краснодар), будет содержать ее и собирать плату. РФПИ говорил, что привлечет международных партнеров, включая ближневосточные фонды.

Комментарий
Доля, которую «Автодор» предложит в проектной компании по ЦКАД, – предмет переговоров, рассказали участники обсуждения. Инвестору надо полностью вложить капитальные затраты в проект, он захочет управлять процессом, а это приватизация не менее 51%, предполагает один из них.

«Мы с интересом смотрим на проект, тем более что есть успешный опыт», – говорит Михаил Плахов, директор ОАО «Главная дорога» (входит в группу УК «Лидер», ее «дочка» «Новое качество дорог» собирает плату на обходе Одинцова).

В России есть успешный опыт ГЧП по корпоративной модели, например, в аэропортовой сфере, напоминает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, но тот же опыт показал, что корпоративную модель под лупой анализирует антимонопольная служба, поскольку нет прямо предусмотренного регулирования конкурса.

Это может отпугнуть инвесторов, замечает она. Минус и то, что частный партнер не сможет рассчитывать на бюджетные деньги.

Но есть и плюс: в такой модели частный партнер и государство оказываются не идеологически связаны общей целью проекта, а юридически в одной лодке, отмечает Иванова.

«Корпоративная схема» даст «Автодору» значительную гибкость в определении условий соглашений об управлении проектной компанией, условия, видимо, не надо будет согласовывать с правительством, рассуждает один из консультантов: это тонкая настройка передачи самой выгодной части проекта в частные руки – расходы оператора сравнительно невелики, а мотивационным бонусом может стать доля выручки.

Это скорее способ продажи контракта, чем приватизация, на конкурс может никто и не прийти, а «Автодор» хочет продать компанию, когда сам с собой заключит концессию, и непонятно, сможет ли инвестор потом изменить ее, замечает партнер одной из консалтинговых компаний: это смущает инвесторов.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст