Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 009
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
91
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 439,53  (-3,30%)
1 181,35  (+3,39%)
5 064,20  (+45,81%)
59 281,33  (+418,35%)
2 982,58  (-2,82%)
83,67  (+0,11%)
Источник Investfunds

«Делимобиль» хочет привлечь до 10 млрд рублей в ходе IPO весной 2024 года

08.11.2023, Mergers.ru

«Делимобиль» начал консультации с банками по поводу возможного IPO на Московской бирже, которое может состояться весной 2024 года, рассказал Forbes источник на финансовом рынке. «На подготовку сделки потребуется пять месяцев, поэтому размещение состоится, скорее, в II квартале 2024 года», — полагает собеседник Forbes. Источник Forbes в российской инвесткомпании, знакомый с планами «Делимобиля», говорит, что сделку планируют на I квартал 2024-го. «Подготовка к IPO действительно идет», — знает источник Forbes в брокерской компании.

В зависимости от динамики спроса на акции «Делимобиль» готов привлечь «от 2,5-3 млрд до 10 млрд рублей», сообщил собеседник издания на финансовом рынке. «Делимобиль» планирует закупить 7000 автомобилей, поясняет он цель привлечения денег.

«Мы не комментируем слухи», — заявил представитель «Делимобиля» в ответ на предложение Forbes подтвердить и прокомментировать информацию о возможных параметрах IPO. Генеральный директор компании Елена Бехтина в телефонном разговоре с Forbes не стала комментировать параметры сделки и переадресовала вопросы PR-службе.

Впрочем, еще 1 сентября Елена Бехтина подтвердила планы компании по проведению IPO на Московской бирже в течение года. 18 октября юридическое лицо каршеринга было преобразовано в акционерное общество «Делимобиль». «Трансформация в АО — один из шагов на пути к IPO», — сообщили в тот день в компании.

«Делимобиль» собирался стать публичной компанией в 2021 году. Размещение акций планировалось в ноябре того года на Нью-Йоркской фондовой бирже и на Московской бирже. Совместными букраннерами размещения выступали BofA Securities, Citigroup Global Markets, «ВТБ Капитал», а также Renaissance Securities, Sber CIB, Banco Santander и «Тинькофф». Ориентировочная цена на акцию была установлена в диапазоне $10-12 за бумагу. «Делимобиль» получил предварительную оценку в диапазоне от $760 млн до $912 млн, а размещение принесло бы компании $200-240 млн.

Но в последний момент сделка была отменена «из-за рыночных условий». Источник, близкий к компании, тогда сообщил Forbes, что IPO «Делимобиля» переносится на начало 2022 года.

«Мы планировали провести IPO по модели cash-in, поскольку не хотим выходить из актива, — и я как акционер, и топ-менеджмент, и другие совладельцы остались бы в капитале «Делимобиля» после размещения, — рассказывал основатель и председатель совета директоров холдинга «Делимобиль» Винченцо Трани в мае 2022 года. — Но у меня не было уверенности в сильном IPO, я опасался, что оно окажется не таким успешным как для совладельцев и менеджмента, так и для потенциальных инвесторов». По его словам, книга заявок была переподписана, но не было той диверсификации инвесторов, на которую он рассчитывал.

Согласно проспекту к IPO компании 2021 года, по состоянию на октябрь 2021-го 68,22% акций люксембургской холдинговой компании Delimobil Holding S.A (развивает транспортные сервисы по брендами «Делимобиль» и Anytime.Prime) через три структуры контролировал итальянский бизнесмен Винченцо Трани, 13,39% принадлежало кипрской компании Nevsky Property Finance Ltd., аффилированной с VTB Capital Plc. Акции холдинга также принадлежали Артему Сергееву (11,13%), члену совета директоров «Делимобиля», и секретарю правовой комиссии Международной федерации самбо Артуру Меликьяну (4,23%), основателю и бывшему генеральному директору компании Станиславу Грошову (3,04%).

Очередная попытка IPO «Делимобиля» будет проходить без участия американских банков, и ВТБ как санкционная компания не будет букраннером, слышал источник Forbes на инвестиционном рынке. Но ВТБ все же будет представлен в сделке «сущностно», уверен источник российской инвестиционной компании.

Сценарии IPO «Делимобиля» обсуждаются с организаторами размещения облигаций компании, сообщил собеседник Forbes на финансовом рынке. Организаторами облигационных выпусков, по собственным данным компании, выступали Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Синара», БКС КИБ.

Источник Forbes в одной из российских инвестиционных компаний подтверждает, что в организации участвует Тинькофф Банк и другие. «Хедлайнер — Газпромбанк», — уточнил источник в брокерской компании. Еще один источник, знакомый с деятельностью Газпромбанка, полагает, что банк заинтересован участвовать «во всех российских IPO».

Рынок каршеринга в России активно развивается. Если в 2020 году его объем, как следует из презентации для инвесторов «Делимобиля», составил 23 млрд рублей, то к концу 2022-го он вырос практически втрое, до 66 млрд рублей, при среднем чеке 365 рублей за поездку. Такие оценки приводил заместитель гендиректора по инвестициям и стратегическому развитию фонда «Транспортные инновации Москвы» Андрей Попов.

О росте числа поездок на автомобилях каршеринга заявили 2 ноября в столичном департаменте транспорта: с января по октябрь 2023 года в Москве зарегистрировано 43 млн поездок на автомобилях каршеринга — это на 7% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Сервисы каршеринга получают субсидии муниципальных властей. В 2020 году затраты операторов каршеринга в Москве на парковочное разрешение сроком на год составляли около 26 700 рублей — более чем на 90% дешевле аналогичного разрешения для личного автомобиля. В 2020 и 2021 годах службы такси и каршеринга получили от правительства Москвы субсидии на сумму 300 млн и 280 млн рублей соответственно, написано в проспекте к IPO «Делимобиля» 2021 года.

«Делимобиль» занимает на рынке каршеринга лидирущие позиции. Автопарк сервиса насчитывает примерно 22 000 автомобилей с рыночной долей в Москве около 50% и самым широким региональным присутствием (работает также в Санкт- Петербурге, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани и Ростове-на-Дону). Своими основными конкурентами компания, чья клиентская база насчитывает 8,9 млн зарегистрированных пользователей, считает «Яндекс Драйв», «Ситидрайв» и Belka Car.

Согласно данным финансовой отчетности, выручка «Делимобиля» в первой половине 2023 года увеличилась на 24%, до более чем 8,5 млрд рублей, прибыль составила 726 млн рублей по сравнению с убытком в 448 млн рублей в первом полугодии 2022 года. Показатель EBITDA увеличился на 91%, до 2,5 млрд рублей в первом полугодии 2023 года, рентабельность по EBITDA выросла на 10 п. п., до 29%.

В случае IPO весной 2024 года «Делимобиль» может рассчитывать на спрос со стороны российских инвесторов, полагают собеседники в инвестиционных компаниях, опрошенные Forbes. «Сейчас все, что брокеры готовы продавать, клиенты готовы покупать. Следовательно, скорее всего, удастся собрать, сколько хотят», — уверен источник в российской инвестиционной компании.

Хотя институциональный спрос на IPO иссяк, «физики» берут все подряд, так как иностранные бумаги теперь так просто не купишь, полагает управляющий инвестиционными фондами. По его прогнозу, в размещении может принять участие с десяток розничных брокеров, которые продадут акции «Делимобиля» нескольким тысячам физических лиц.

«Сейчас на рынке явно есть спрос на новые размещения. Последние размещения проходили с переподпиской. 3 млрд рублей — не такая уж большая сумма для рынка. <..> Если не очень большие объемы предлагаются, пока все покупается», — констатирует старший аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов.

«Сейчас рынок таков, что все привлекают 3 млрд рублей плюс-минус миллиард», — констатирует источник в российской инвестиционной компании. Привлечь в ходе IPO 3 млрд рублей можно, на рынке есть уверенный спрос на такой объем, соглашается собеседник в банке из топ-10.

В России ситуация на фондовом рынке довольно необычная, обращает внимание финансовый консультант Антон Иншутин, участвовавший в организации IPO «Яндекса», VK (ранее Mail.ru Group), «CTC Медиа» и других компаний. «У российских ретейловых инвесторов нет особого выбора, куда инвестировать, поэтому все последние IPO российских технологических компаний с ожиданиями высокого роста пользовались повышенным спросом и размещались с переподпиской и по высшей границе диапазона оценки. Думаю, что похожая ситуация ожидает и IPO «Делимобиля», — полагает Иншутин.

«Исходя из финансовых показателей «Делимобиля» за 2022 год, я бы оценил компанию в 60-90 млрд рублей, включая долг в 13,9 млрд рублей», — сообщил Антон Иншутин. По данным компании, показатель EBITDA в 2022 году составил 3,8 млрд рублей при росте в 38% за год, напомнил он. «Если предположить, что рост EBITDA продолжился примерно теми же темпами, что в 2022 году, то у компании ожидаемая EBITDA за 2023 год должна быть около 5 млрд рублей. С таким темпом роста компания может рассчитывать на мультипликатор в 12-15х EBITDA, или около 4-5х EV/Sales», — пояснил Антон Иншутин. Если выручка компании в 2023 году продолжит расти тем же темпом, что и в 2022 году, то она должна составить около 18,5 млрд рублей, что может оправдывать оценку компании ближе к верхней границе диапазона — 90 млрд рублей, рассуждает он.

Оценка компании в 60-90 млрд рублей, по его словам, также означает оценку в диапазоне 3-4,5 млн рублей на автомашину из автопарка «Делимобиля». «Я предполагаю, что это примерно в два раза превышает среднюю рыночную стоимость новой автомашины в автопарке компании», — сказал Иншутин.

При IPO на 2,5 млрд рублей компания предложит инвесторам 5,14% акций по оценке бизнеса pre-money в 60 млрд рублей и 12,72% акций при IPO на 10 млрд рублей при оценке pre-money в 90 млрд рублей. Менее 10% акций редко продают на IPO, только крупнейшие компании могут себе такое позволить, поясняет Антон Иншутин. Обычно компании на IPO размещают 10-20% акций, чтобы создать достаточную ликвидность на рынке собственных ценных бумаг, сообщил он.

«Делимобиль» — не единственная компания из сегмента RideTech, которая ищет идеальный момент для выхода на биржу. В оценке перспектив «Делимобиля» Антон Иншутин предлагает ориентироваться на маркетплейс по аренде автомобилей Turo.

«В октябре этого года маркетплейс Turo собирался вновь начать процесс IPO, отложенный в 2022 году. <..> Выход на публичный рынок через слияние со SPAC аналогичного Turo peer-to-peer car rental маркетплейса Getaround в 2022 году был весьма неудачным, компания получила от NYSE уведомление о делистинге в феврале 2023 года, но пока еще остается в торговых списках», — сообщил Антон Иншутин.

Особенностью готовящегося IPO «Делимобиля» станет политический фон: весной 2024 года в России должны состояться выборы президента, обращает внимание собеседник Forbes на финансовом рынке.

«На текущий момент сам по себе этот факт не должен как-то пугать. <...> Я сомневаюсь, чтобы компания подстраивала IPO просто исходя из графика президентских выборов. Да, это один из дополнительных рисков, но там их много», — рассуждает управляющий партнер инвестиционного банка TMT Global (Лондон) Станислав Матюхин. По его словам, даже если компания собирается на IPO весной 2024 года, она может отложить процесс по разным причинам. При анализе перспектив «Делимобиля» он рекомендует обращать внимание на юнит-экономику, перспективы ее роста и доходности, а также ситуацию на рынках.

«Делимобиль» приобретает автомобили в лизинг. Процентная ставка по лизинговым соглашениям составляет 11-23%, средний срок соглашений — шесть лет, писал в январе 2022 года Cnews со ссылкой на документы компании. Среди партнеров «Делимобиля» по лизингу издание указывало российские компании «Европлан», Major Leasing, Control Leasing, представительства голландской LeasePlan и французской ALD Automotive, а также лизинговые компании немецких автопроизводителей — Volkswagen Finance, BMW Leasing, Mercedes-Benz Finance.

В 2022 году автомобильный рынок существенно изменился: многие западные и японские бренды прекратили продажи в России. Но общие принципы работы каршеринга остались прежними. Развитие работы таких сервисов предполагает необходимость в постоянном обновлении автопарка, отмечает Иван Коровников, директор по продажам компании «Европлан»: «Основной объем транспорта каршеринги всегда закупали именно в лизинг, потому что это самый выгодный для них вариант». Нет оснований полагать, что ситуация как-то изменится, продолжает он, приводя в пример проведенную в октябре крупную сделку между «Европланом» и каршерингом BelkaCar по передаче в лизинг 183 автомобилей Chery Tiggo 7 Pro, Geely Coolray, Haval Jolion и Haval Dargo.

В основном каршеринг формируется за счет китайского автопарка, рассказывает руководитель финансового управления «Альфа-Лизинга» Юлия Бокова. По ее словам, для «Делимобиля» и подобных транспортных сервисов привычна схема лизинга, которая позволяет оптимизировать расходы и получать дисконт от автопроизводителей. На китайские машины скидка может достигать 20%, но при текущей ключевой ставке ЦБ схема лизинга «может не очень биться с юнит-экономикой», полагает Бокова.

«Клиент-потребитель, который оплачивает стоимость поездки в каршеринге или такси, чувствителен к стоимости поездки. Есть порог, при котором он будет выбирать альтернативные способы перемещения. Я, честно говоря, при 15%-ной ставке не очень представляю, как экономика каршеринга и экономика такси будет себя чувствовать», — рассуждает она.

Если «Делимобиль» будет приобретать автомобили напрямую у производителей, то на 3 млрд рублей он может закупить 800-1000 машин, на 10 млрд рублей — до 10 000 машин, оценивает Юлия Бокова. «Если говорить про покупку в лизинг, то такие партии могут быть профинансированы с авансом 10-20%. Соответственно, с авансом 10% в первом случае (на 3 млрд рублей) будет до 10 000 машин, а во втором случае (10 млрд рублей) — до 30 000 машин. Но мне кажется, что высокая будет переплата», — отмечает она.

Привлечение средств на инвестпрограмму «Делимобиля» в ходе IPO может быть привлекательнее других вариантов финансирования, например выпуска облигаций, рассказывает аналитик банка из топ-10.

«Рынок капитала в России сейчас сильно искажен, ассиметричен. Акционерный капитал привлечь дешевле, чем долговой, — соглашается старший инвестиционный консультант «Финама» Тимур Нигматуллин. — Так, специфический и потенциально уязвимый к регулированию и конкуренции Whoosh оценивается по P/E (цена/прибыль. — Forbes) 13,2, что подразумевает 7,5% годовой доходности при рыночных доходностях облигаций 14-16%. Логично, что рынок облигаций менее выгоден для долгосрочного фондирования».

Компания получает деньги на инвестпрограмму, если размещает новые акции, напоминает Константин Белов из инвестбанка «Синара»: «Даже если все 3 млрд рублей будут вновь выпущенными акциями [«Делимобиля»], это не такая большая сумма». По словам аналитика, успешное IPO «Делимобиля» и реализация его инвестпрограммы не станет угрозой для каршеринга «Яндекс Драйв». «Если что, «Яндекс» тоже может позволить себе инвестировать, наверное, столько, сколько требуется в рыночной ситуации. <..> Я не думаю, что это какая-то угроза для него», — заключает Белов.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст