Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'20
70
2 203
II кв.'20
74
2 790
I кв.'20
101
5 489

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
РостелекомTele2 Россия
1 781
ИркутскэнергоEn+ Group
1 580
А-ПропертиЭльгинское месторождение
1 275

ФАС изучит новую концепцию по привлечению инвестора для Международного аэропорта Пермь

Пермские краевые власти разработали и отдали на согласование в ФАС концепцию новых торгов по привлечению инвестора к международному аэропорту «Пермь». Помимо профильных критериев допуска к аукциону, на потенциального инвестора могут быть возложены серьезные финансовые обязательства: крупный задаток для участия в торгах, резервирование средств для строительства терминала — всего на сумму не менее 3 млрд руб. Эксперты считают, что данная схема защищает права Пермского края, но может сбить цену на аукционе.

6 октября 2014 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин сообщил членам своего правительства и администрации о том, что отправил главе ФАС Игорю Артемьеву концепцию новых торгов по привлечению инвестора к аэропорту «Пермь».

По информации „Ъ“, концепцию разрабатывала английская юридическая фирма Herbert Smith. Как выяснил „Ъ“, сами торги предварит квалификационный фильтр: допуск к аукциону получат профильные участники рынка. Среди критериев: опыт управления аэровокзальными комплексами, опыт строительства аэровокзальных комплексов (не менее 25 тыс. кв. м), финансовое положение участника.

Для участия в самом аукционе участнику необходимо будет перечислить крупный задаток организатору — ОАО «Корпорации развития Пермского края» (КРПК) — не менее 300 млн руб. Предполагается, что покупатель акций аэропорта в полном объеме и сразу оплатит покупку, но 75% акций перейдут к нему поэтапно. Так, 51% акций победитель получит только при начале строительства нового терминала, и окончательно сделка будет закрыта после сдачи объекта в эксплуатацию.

Строительство терминала будет вести новое юрлицо. Компанию-оператора создадут победитель торгов и КРПК. Госкомпании в новом юрлице будет принадлежать не менее 25% плюс одна акция. Инвестор должен будет привлечь на депозит новой компании средства для строительства терминала — в сумме не менее 2 млрд руб. По оценке источника „Ъ“ в правительстве, общий объем средств, который понадобится инвестору для участия в конкурсе, — не менее 3 млрд руб.

Таким образом, «Корпорация развития» и ее консультант постарались учесть все критерии, ранее публично сформулированные пермским губернатором. Господин Басаргин заявлял „Ъ“, что передача краевого пакета аэропорта инвестору состоится только при условии выполнения инвестиционных обязательств.

Он также обещал, что средства инвестора поступят собственнику аэропорта — в бюджет Пермского края в полном объеме на момент заключения сделки, а также до выполнения обязательств власти не допустят победителя до управления операционной деятельностью аэропорта. Анонсировал губернатор и резервирование в полном объеме средств на строительство терминала.

Напомним, что в феврале 2013 года был проведен конкурс по поиску инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса, который выиграла компания «Кольцово-Инвест», входящая в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. В апреле 2013 года с компанией-победителем был заключен инвестиционный меморандум.

Один из участников конкурса — «Базэл Аэро» остался недоволен итогами конкурса и обратился в ФАС. Антимонопольный орган в результате проверки обнаружил нарушения и возбудил дело в отношении краевых властей и победителя. В антимонопольном органе посчитали, что организаторы отбора инвестора создали преимущественные условия для «Кольцово-Инвест».

Спустя три месяца после возбуждения дела Виктор Басаргин принял решение об отмене итогов конкурса и меморандума о реализации этого инвестиционного проекта. Он также поручил ОАО «Корпорация развития Пермского края» и ОАО «МАП» приступить к разработке проектной документации нового аэровокзала. В то же время правительству удалось убедить депутатов дать согласие на приватизацию 75% МАП через «Корпорацию развития Пермского края».

ОАО «МА Пермь» (100% акций в краевой собственности) приняло в 2013 году 1,15 млн человек. Выручка компании с момента реорганизации из краевого учреждения в ОАО (11 марта 2013 года. — „Ъ“) составила 674,4 млн руб. (в 2012 году — 660,3 млн руб.). Чистая прибыль общества составила 147 млн руб. против 101 млн руб. в 2012 году.

Участник предыдущего конкурса (его проводил сам МАП) должен был отвечать нескольким специальным требованиям. Так, претендент должен в течение двух последних лет иметь в конце года балансовую стоимость активов не менее 3 млрд руб., при этом размер его собственных средств должен составлять как минимум 1 млрд руб.

Отдельно учитывался опыт претендента: он должен в течение трех лет эксплуатировать российский аэропорт с пассажиропотоком в 2 млн человек в год. Также требовалось наличие опыта завершения строительства или реконструкции как минимум одного пассажирского терминала аэропорта общей площадью не менее 20 тыс. кв. м на территории РФ в течение последних десяти лет.

У компании должен быть опыт привлечения не обеспеченного госгарантией финансирования за последние десять лет в отношении хотя бы одного проекта по строительству аэропортовой инфраструктуры в РФ. Причем объем привлеченного заемного финансирования — не менее 1 млрд руб. при общей стоимости проекта не менее 5 млрд руб.

Победитель конкурса должен выкупить допэмиссию ОАО «МА „Пермь“» и стать основным акционером аэропорта. Согласно планам краевых властей инвестор должен вложить в строительство 4 млрд руб. Пропускную способность аэропорта планируется увеличить до 2 млн пассажиров в год.

В компании «Аэропорты регионов», которая считается одним из основных претендентов на пермский актив, параметры концепции комментировать отказались. Эксперты считают заявленные критерии жесткими.

«Схема, разработанная британцами, безусловно, защищает интересы правительства, так как позволяет при любом исходе получить „деньги вперед“ и сохранить блокпакет, а до этапа строительства — и контроль над активом. Предложенный вариант, очевидно, ставит потенциального инвестора в ситуацию, когда он будет должен соблюдать обязательства по срокам строительства и по параметрам объекта», — полагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Он отмечает, что «обратной стороной такой перестраховки является создание непростых условий для инвестора: деньги за пакет надо будет отдать сразу, а выручка от объекта будет поступать пропорционально его доле, что затрудняет использование этих средств».

«С учетом того, что занимать деньги сегодня достаточно дорого, а инвестору нужно будет сразу и оплатить актив, и найти деньги для строительства, это либо ограничит круг интересантов — участников конкурса, либо „собьет“ цену. А главное — все издержки инвестор переложит на тарифы.

Если условия, озвученные пермскими властями, очень хорошо смотрятся с точки зрения возможности получить деньги в бюджет „здесь и сейчас“, то с точки зрения сохранения темпов роста авиаперевозок могут возникнуть проблемы, тем более на фоне неблагоприятного положения дел в экономике в целом», — полагает эксперт.

Председатель бюджетного комитета заксобрания края Елена Зырянова наде­ется, что, составляя столь жесткие условия, краевые власти согласовали их хотя бы с парочкой претендентов: «Если это одностороннее решение, есть риск не продать ничего». В то же время, полагает она, «мягкие условия — это путь к долгострою».

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст