Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 009
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
91
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 426,64  (-15,13%)
1 181,59  (-3,09%)
5 127,79  (+63,59%)
65 278,34  (+1 528,05%)
3 203,41  (+64,43%)
82,96  (-0,71%)
Источник Investfunds

«Магнит» договорился о покупке KazanExpress

19.10.2023, Mergers.ru

«Магнит» (MGNT) договорился о покупке 100% ООО «КазаньЭкспресс» (развивает маркетплейс KazanExpress). Продавцы: структура «AliExpress Россия» (по данным Rusprofile, 56,3% долей в ООО принадлежат ее «дочке» — «Агрегатор-онлайн»), владелец казанского холдинга FIX Сергей Еремеев (33,8%), а также основатели маркетплейса Линар Хуснуллин (7,8%) и Кевин Ханда (2,1%). О сделке РБК рассказали представители «Магнита» и AliExpress. Сумма сделки не раскрывается. Представитель «Магнита» лишь сообщил, что она будет профинансирована из собственных средств ретейлера.

Как рассказал источник, близкий к одной из сторон сделки, после подписания соглашения о покупке KazanExpress «Магнит» подаст ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

KazanExpress был запущен в 2017 году. По итогам 2022-го, согласно оценке Data Insight, он входил в число крупнейших российских маркетплейсов по количеству заказов, уступая Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и самому «AliExpress Россия». Сейчас аудитория площадки превышает 5 млн человек в месяц, с площадкой сотрудничают 12 тыс. российских продавцов. Ассортимент насчитывает около 1,5 млн SKU (stock keeping unit — код, присваиваемый для отслеживания товара) более чем в 20 категориях. Сеть пунктов выдачи заказов насчитывает более 500 точек в 120 городах. При этом маркетплейс не присутствует в Москве и Санкт-Петербурге, но осенью 2022-го Кевин Ханда заявил о плане по выходу и в крупнейшие российские города.

С момента основания KazanExpress привлекал инвесторов дважды: в 2018 году $2 млн от холдинга FIX, а в 2021-м — «миллиарды рублей» от российского AliExpress. Оценка стоимости маркетплейса в ходе этих сделок не раскрывалась. В 2022 году выручка маркетплейса выросла почти в четыре раза, до 2,8 млрд руб., чистый убыток составил 1,6 млрд руб., что в два раза выше, чем за год до того. Кредиторская задолженность равнялась 3,8 млрд руб.

Как пояснял Кевин Ханда в одном из интервью в сентябре 2022 года, AliExpress заинтересовалась компанией, рассчитывая сделать в России локальный сервис с местными складами, продавцами и пунктами выдачи, некоего внутреннего конкурента своей локальной площадке. Он также подчеркивал, что оба инвестора помогали развитию маркетплейса: FIX — в привлечении пользователей, с AliExpress была синергия на уровне инфраструктуры и логистики (например, посылки AliExpress можно было забирать в пунктах выдачи KazanExpress).

Представитель пресс-службы «AliExpress Россия» объяснил выход из KazanExpress тем, что они сфокусированы на развитии трансграничного бизнеса, а средства от продажи актива пойдут на собственное развитие в России, включая совершенствование логистики и сокращение сроков доставки зарубежных заказов для российских пользователей.

По итогам 2022 года выручка «Магнита» составила 2,35 трлн руб. По этому показателю компания занимает второе место среди российских ретейлеров после X5 Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»). По итогам первого полугодия этого года у «Магнита» насчитывалось более 28,3 тыс магазинов в 4,1 тыс. населенных пунктов России, следует из презентации для инвесторов. Ретейлер, по собственным оценкам, занимал 12,8% продовольственного рынка России. Общая выручка в первом полугодии 2023 года составила 1,2 трлн руб. — на 8,2% больше, чем в тот же период прошлого года. Чистая прибыль выросла на 16,5%, до 37,3 млрд руб.

Сеть магазинов «Магнит» основал в 1994 году бизнесмен Сергей Галицкий. Сначала «Магнит» был дистрибьютором бытовой химии, а первые магазины розничной сети открылись в 1998 году. В 2018-м Галицкий продал 29,1% акций структурам ВТБ, которые в течение последующих нескольких лет постепенно продавали свой пакет инвестиционной Marathon Group. На конец 2022 года 66,8% акций ретейлера находилось в свободном обращении, 29,2% принадлежало Marathon Group, 3,7% было у АО «Тандер», а 0,3% — у менеджмента компании. С лета 2023-го «Магнит» реализует программу выкупа акций у иностранных инвесторов.

У «Магнита» работает собственная доставка, но электронная коммерция пока приносит небольшую долю продаж: во втором квартале общий онлайн-оборот товаров составил 8,3 млрд руб. К онлайн-доставке подключено 11,7 тыс. магазинов, а основная часть выручки от электронной коммерции генерируется за пределами Москвы и Петербурга. В 2021 году «Магнит» анонсировал увеличение доли онлайн-продаж в общем обороте до 5% к 2025 году. Согласно операционным результатам X5 Group за третий квартал 2023 года, доля цифровых бизнесов компании (включает сервисы Vprok.ru, экспресс-доставку, 5Post и «Много Лосося») составила 3,7% (или 29,2 млрд руб.) от общей чистой выручки.

По словам представителя «Магнита», на базе нового актива ретейлер намерен запустить собственный маркетплейс «Магнит Маркет». Он уточнил, что география и число пунктов выдачи будут «кратно увеличены» по сравнению с тем, что есть у KazanExpress за счет открытия ПВЗ в магазинах «Магнита». Также ретейлер намерен развивать товарные категории и привлекать новых продавцов на площадку.

По словам источника издания, близкого к сделке, покупка готового маркетплейса ускорит выход компании в этот сегмент на два—четыре года. Кроме того, затраты на приобретение актива ниже по сравнению с суммой на запуск площадки с нуля. Он отметил, что экономия времени и инвестиций происходит за счет получения готовых технологий и инфраструктуры, которые у KazanExpress хорошо развиты и позволят сразу интегрировать SKU «Магнита» на площадке. Интерес «Магнита» к сегменту маркетплейсов в целом он объясняет тем, что его доля на рынке стремительно растет и по некоторым категориям, например косметики, уже достигает 50%. Кроме того, это позволит компании, которая сейчас представлена преимущественно в офлайне, стать омниканальной, то есть развивать и взаимно интегрировать в единую систему оба канала продаж.

В ближайших планах «Магнита» — вывод маркетплейса на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а затем — расширение на всю географию ретейлера, рассказал собеседник. Он утверждает, что «Магнит» пока не ставит перед собой план обогнать крупнейшие маркетплейсы, отмечая, что «Магнит Маркет» будет принципиально от них отличаться за счет интеграции продуктовой розницы с товарами, уже представленными на KazanExpress.

По данным «INFOLine-Аналитики», оборот розничной торговли в 2022 году составил 42,57 трлн руб., на долю e-commerce пришлось 13,4%. По итогам 2023 года показатели могут вырасти до 46,5–47 трлн руб. и 17,4% соответственно. Рынок онлайн-продаж начал существенно ускорять темпы роста в 2020 году, по итогам которого динамика составила 43,6%. В 2023 году оборот e-commerce может вырасти на 45% по сравнению с прошлым годом, до 8,1 трлн руб. Наиболее высокий уровень проникновения онлайн в непродовольственных товарах — в 2022 году 23,5%, а по итогам 2023 года этот показатель вырастет до 29,7%.

Оборот KazanExpress в первом полугодии 2023 года составил 9,2 млрд руб. — на 7,4% больше, чем годом ранее. Для сравнения, оборот Wildberries и Ozon за тот же период составил 991,8 млрд и 636 млрд руб. соответственно. Доля KazanExpress на рынке маркетплейсов достигла 0,3%, тогда как у крупнейших игроков она составила 28,6% и 18,4%. Несмотря на невысокую долю рынка, за счет интеграции с «Магнитом» маркетплейс приобретет существенный потенциал роста и по количеству пунктов выдачи заказов сможет стать сразу третьим игроком рынка (лидеры — Wildberries и Ozon. — РБК), отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сумма сделки, по его оценке, может составить около 10 млрд руб., и это значительно меньше, чем «Магнит» мог потратить, создавая маркетплейс с нуля.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст