Группа FESCO, сделав ставку на развитие контейнерного бизнеса, в прошлом году изрядно потратилась на скупку акций «Трансконтейнера» и «Владивостокского морского торгового порта» (ВМТП).
FESCO раскрыла в отчетности за 2011 год по МСФО, что в прошлом году внесла предоплату в размере $46,4 млн. за 2,6% бумаг «Трансконтейнера». Сама сделка завершилась лишь в январе 2012 года, что позволило транспортной группе увеличить свою долю в контейнерном операторе до 21,1% акций.
Получается, что бумаги «Трансконтейнера» приобретались исходя из цены в $12,8 за GDR (десять расписок равны одной акции), а вся компания была оценена в $1,78 млрд. Между тем за последний год максимальная стоимость GDR «Трансконтейнера» на Лондонской фондовой бирже составляла $12,75 (в мае 2011 года). В четвертом квартале в среднем бумаги контейнерной компании торговались по $9,5, а в январе 2012 года и того меньше — по $8,03.
Вице-президент по корпоративным коммуникациям FESCO Станислав Вартанян объясняет такую разницу тем, что бумаги приобретались не одним днем, а в течение длительного времени и по различной рыночной стоимости. Стоит отметить, что в самой FESCO не отрицают, что переоценили стоимость «Трансконтейнера». Как указывается в отчетности компании, на 31 декабря 2011 года рыночная стоимость принадлежащих ей 18,5% акций «Трансконтейнера» была примерно на 20% ниже цены покупки.
«Трансконтейнер» — стратегический для FESCO актив, поэтому компания готова за него переплачивать. Еще в прошлом году FESCO заявляла, что готова приобретать одну акцию за $11 и выше, поэтому тот факт, что она скупала акции невзирая на их завышенную стоимость, неудивителен.
FESCO неоднократно заявляла о своем намерении получить полный контроль над «Трансконтейнером» и сейчас является одним из основных претендентов на этот актив. Однако приватизация контейнерного оператора затягивается, в результате чего в марте председатель совета директоров группы FESCO Кирилл Рубинский заявил, что компания не видит смысла держать пакет, если продажа оператора затянется более чем на два года.
Однако «Трансконтейнер» не единственный актив, на который пришлось раскошелиться FESCO. Согласно отчетности группы, за 47,78% акций «Владивостокского морского торгового порта», выкупленного у его менеджмента, компания заплатила $246,5 млн. Это оказалось в два-четыре раза выше той стоимости, которую прогнозировали аналитики.
ВМТП — важный для FESCO актив. Конечно, цена оказалась завышенной, но это та плата, которая была необходима для того, чтобы группа Сергея Генералова получила полный контроль над портом и, как и планировалось, смогла бы его объединить с Владивостокским контейнерным терминалом. К тому же у FESCO были разногласия с другим совладельцем - менеджментом порта.
Поэтому FESCO заплатила справедливую цену за возможность развивать единый логистический стивидорный бизнес. FESCO ожидает, что по итогам 2012 года показатель EBITDA Владивостокского порта составит $95 млн.
Группа Fesco - интермодальный оператор, объединяющий компании морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в портах РФ и СНГ. Активы холдинга консолидированы на ОАО «ДВМП», 55,8% акций которого принадлежат ООО «Промышленные инвесторы», 6,6% и 3,14%, соответственно, - шведским и сингапурским инфестфондами East Capital и Temasek, 3,76% - «Европейскому банку реконструкции и развития». 13% акций компании являются казначейскими, оставшиеся 17,86% находятся в свободном обращении.
ОАО «ТрансКонтейнер» зарегистрировано в марте 2006 г. на базе центра по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (филиал ОАО «Российские железные дороги») с уставным капиталом 13,9 млрд руб. Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2010 г. выросла на 57,3% и составила 928 млн руб.