Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'24
27
2 212
I кв.'24
82
8 252
IV кв.'23
99
10 097

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 136,05  (-67,02%)
1 121,15  (-26,13%)
5 537,02  (+28,01%)
57 378,99  (-2 353,25%)
3 121,38  (-152,28%)
86,63  (+0,39%)
Источник Investfunds

Объединение Wildberries и Russ одобрено правительством

20.06.2024, Mergers.ru

Сделка маркетплейса Wildberries и крупнейшего в России оператора наружной рекламы Russ по «объединению с целью создания цифровой торговой платформы» согласовывалась с правительством и получила его одобрение, рассказали источники РБК. Куратором проекта назначен замглавы администрации президента Максим Орешкин.

О том, что Wildberries и Russ объединяются для создания «современной высокотехнологичной цифровой торговой платформы и предоставления бесшовных инструментов для развития малого и среднего бизнеса на территории стран присутствия», компании объявили вечером 18 июня. Консолидация лидеров рынка электронной коммерции и рекламы, как говорилось в заявлении, «позволит создать нового игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, а также в областях интернет-технологий, логистики, ретейла и рекламы». Источники издания сообщали, что Татьяна Бакальчук займет пост гендиректора «будущей объединенной группы компаний», а Роберт Мирзоян, глава рекламной группы, станет ее главным исполнительным директором.

Официально стороны объединения на момент публикации материала никаких дополнительных деталей о будущем проекте не предоставили. Как рассказали несколько источников, в том числе из аппарата правительства, сделка получила одобрение российских властей, а ее куратор — замглавы администрации президента Максим Орешкин. По словам собеседников издания, речь на текущем этапе идет не о юридическом объединении юрлиц, а «о консолидации усилий двух компаний». Утвержденная география присутствия — страны Африки, Азии, Ближнего Востока, СНГ, Индии и Китая.

Одно из направлений проекта — создание «платежной системы для расчета в рублях по всему миру в обход SWIFT и цифровой банковской сети», уточняют собеседники РБК (более подробных деталей они не приводят).

Проект также подразумевает глобальную офлайн-сеть, состоящую из логистических центров, сети магазинов, складов и офисов. Офлайн-сеть будет поддерживаться торговой и рекламной цифровой платформой. Целевой аудиторией проекта станут предприятия сегмента малого и среднего бизнеса. Кроме того, Wildberries и Russ возьмут на себя развитие необходимого для проекта программного обеспечения российской разработки.

Проект по продвижению российских компаний МСП за рубежом, по словам одного из источников, должен увеличить ВВП России на 1,5% в год. Благодаря ему также планируется увеличить экспорт и сформировать бренды отечественных предприятий за границей.

99% ООО «Вайлдберриз» принадлежит основательнице и главе компании Татьяне Бакальчук, следует из данных ЕГРЮЛ. Еще 1% владеет ее муж Владислав Бакальчук. Согласно отчетности компании по РСБУ, общая выручка онлайн-площадки за 2023 год составила 539 млрд руб. (плюс 70% год к году). Основную часть доходов принесли агентские вознаграждения (221,6 млрд руб.) и розничные продажи товаров (121,85 млрд руб.). Выручка от экспорта продукции за год выросла почти в 7,5 раза, до 85,2 млрд руб., от рекламных услуг — в 3,7 раза, до 45,88 млрд руб. Для сравнения: выручка Ozon от рекламы составила 70,4 млрд руб. (16% от всех поступлений компании).

В январе ФАС оценила совместную долю Wildberries и Ozon в 80% рынка, заявив, что площадки занимают доминирующее положение и являются коллективными монополистами. Доля Wildberries на рынке составила 47%, а Ozon — 35,5%.

ООО «Русс Аутдор» на 99% принадлежит ООО «Стинн», еще 1% — у АО «Олимп», все доли в обременении у банка ВТБ. Бенефициаром ООО «Стинн» выступает Григорий Садоян: 50% общества принадлежат ему напрямую, 20% — у АО «Олимпия» (Садоян — бенефициар), еще 30% — у ООО «Резерв-А», полностью принадлежащего «Олимпии». Выручка ООО «Русс Аутдор» в 2023 году составила почти 28 млрд руб. (рост год к году в два раза), чистая прибыль — 4,9 млрд руб. (годом ранее этот показатель был на уровне 820 млн руб.).

В последние несколько лет группа Russ активно скупает конкурентов. Так, в июле 2023 года компания закрыла сделку по покупке 100% оператора наружной рекламы Gallery. В октябре 2023 года она объявила о покупке петербургской компании «Постер», которая занимала пятое место по доле рекламных поверхностей с показателем 2,8%. В декабре того же года Russ получила в управление все активы тюменского оператора «Лайф+», имеющего в городе около 1 тыс. билбордов. После этих сделок в интервью РБК Роберт Мирзоян заявлял, что доля Russ на рынке наружной рекламы не превышает 25%.

Учитывая высокую стоимость активов Wildberries и Russ, а также объем их годовой выручки, в какой бы форме компании юридически ни решили реализовать партнерство, будь то совместное предприятие, слияние или покупка, они в любом случае должны получить согласие Федеральной антимонопольной службы, утверждает партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова. ФАС, в свою очередь, будет проверять сделку по правилам контроля экономической концентрации. «Это означает, что ФАС будет оценивать, какие последствия для рынка влечет данная сделка, усилит ли она доминирующее положение участников, — объясняет юрист. — Также ФАС будет оценивать другие риски, например риски координации или согласованных действий на рынке».

С тем, что грядущая сделка потребует согласия ФАС, причем согласия предварительного, согласен и партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Антимонопольная служба сможет выдать, например, предписание или откорректировать итоговую структуру этого партнерства таким образом, чтобы не допустить негативного влияния на рынок электронного ретейла.

При этом права других участников рынка электронной коммерции, например Ozon и «Яндекс Маркета», такая сделка «на первый взгляд не нарушает», продолжает Смирнова. «Wildberries не приобретает другого игрока на рынке маркетплейсов, то есть прямо не увеличивает свою рыночную долю на рынке, — утверждает она. — Wildberries делает продуманный шаг с точки зрения строительства своей экосистемы, объединяясь с оператором рекламы Russ. В результате сделки бизнес-пользователи Wildberries смогут использовать не только маркетплейс, но и наружную рекламу для продвижения своих товаров».

Данилов также подтверждает, что само по себе объединение крупных игроков не является нарушением прав иных участников рынка. «Нарушением могут стать практики, которые такой бизнес применяет на рынке: если он будет манипулировать ценами, пытаться вытеснить своих конкурентов, заставлять их продать свои доли и так далее», — утверждает юрист.

Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров назвал новость об объединении компаний логичной. «Очевидно, что они сейчас активно ищут возможности, которые могли бы обеспечить им потенциал лидерства, в том числе по рекламным доходам, — считает эксперт. — Ключевым инструментом здесь может являться создание уникальной рекламной платформы. В этом плане сотрудничество с группой Russ выглядит более чем логичным и позволяет действительно говорить о формировании уникальной рекламной платформы для сейлеров».

В АУРЭК (Ассоциация участников рынка электронной коммерции) к объединению Wildberries и группы Russ относятся с определенной долей осторожности, сообщил представитель ассоциации. С одной стороны, создание цифровой торговой платформы на базе двух крупных компаний может способствовать развитию электронной коммерции, особенно в международных масштабах. «С другой стороны, существует беспокойство по поводу возможного формирования монополии, что может негативно сказаться на конкуренции и потребителях», — добавляют в АУРЭК.

Комитет Госдумы по промышленности и торговле будет следить за ситуацией вокруг объединения Wildberries и Russ, сообщил первый зампредседателя Александр Козловский. «В свете объединения двух компаний с коллегами при доработке нашего законопроекта о регулировании деятельности учтем планируемые изменения на рынке маркетплейсов, — отметил он. — Документ был разработан с учетом роста количества проблемных ситуаций между маркетплейсами, их контрагентами и покупателями. Сложившиеся условия диктуют необходимость перехода от «саморегуляции» к законодательному контролю за соблюдением прав всех участников рынка, в первую очередь покупателей».

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст