Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 009
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
91
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 441,77  (-1,06%)
1 184,68  (+6,72%)
5 064,20  (+45,81%)
62 860,75  (-312,19%)
3 112,64  (-9,15%)
83,67  (+0,11%)
Источник Investfunds

Сервис такси InDrive передал бизнес в России казахской компании

10.04.2023, Mergers.ru

Международный сервис такси InDrive (до ребрендинга в 2022 году — InDriver) передал основное российское юрлицо «Центр разработки программного обеспечения» казахстанской структуре «Индэлс», следует из данных СПАРК. Под созвучным названием — INDELS — компания намерена оказывать услуги городских и международных поездок в России и СНГ и сейчас активно ищет сотрудников, рассказали РБК три источника на IT-рынке.

InDrive со штаб-квартирой в Калифорнии — это стартап, который к настоящему времени, по собственным данным, оказывает услуги в 700 городах 47 стран. Доля России в общем объеме поездок, обслуживаемых компанией, к весне 2022 года составляла около 7%, говорил основатель InDrive Арсен Томский казахстанскому изданию Tengri News.

InDrive была основана Томским в 2013 году в Якутске. Изначально компания работала как сервис такси по модели peer-to-peer (пользователь напрямую договаривается с водителем о стоимости поездки и сам назначает за нее цену): модель выросла из основанной студентами группы «Независимые водители» в соцсети «ВКонтакте» в ответ на резкое повышение цен местными службами такси из-за падения уличной температуры.

За эти годы InDrive превратилась в международную компанию, которая занимает второе место среди ride-hailing-сервисов (услуги агрегаторов и каршеринга) по числу ежемесячных установок приложения в магазинах Google Play и App Store, указано на сайте InDrive. Помимо пассажирских оказывает услуги грузовых перевозок, а также курьерской доставки.

Финансовые показатели и структура акционеров не раскрываются. Как утверждал Томский, в 2016-м VK (ранее — Mail.ru Group) предлагала купить 90% InDrive за $68 млн. В 2021 году в ходе очередного раунда инвестиций InDrive была оценена в $1,23 млрд: сервис привлек $150 млн от инвестиционных фондов первого эшелона — Insight Partners (стал лидирующим инвестором), Bond Capital и General Catalyst, рассказывал Томский.

По данным СПАРК, основное российское юрлицо компании — «Центр разработки программного обеспечения» — еще в августе 2022 года было передано некоему ООО «Софтформинг», созданному за несколько месяцев до этого. Ранее головной структурой для российской компании была кипрская Suol Innovations Ltd, которой принадлежит международный бизнес InDrive. В начале февраля 2023 года владельцем «Софтформинга» стало зарегистрированное в Казахстане товарищество с ограниченной ответственностью «Индэлс». Из выписки реестра юрлиц Казахстана следует, что «Индэлс» принадлежит бывшему операционному директору InDrive в России Марине Аржаковой и еще трем физлицам.

Из описания вакансии продуктового дизайнера «Центра разработки программного обеспечения», которую корреспондент РБК обнаружил на сервисе поиска работы «Карьерист.ру», следует, что эта компания намерена работать под брендом INDELS. Про себя она указала, что является стартапом-приложением peer-to-peer-сделок в России, имеющим аккредитацию в качестве IT-компании (эту информацию РБК подтвердил один из участников рынка).

Официально InDrive не объявляла, что прекращает работу в России. Но, по словам собеседника РБК на рынке такси, представители InDrive рассказывали, что компания формально ушла из России, локализовавшись с другими собственниками под новым брендом INDELS. Другой источник на рынке электронной коммерции говорит, что в новой команде сейчас около 200 сотрудников, она намерена развивать приложение сервиса такси, официально об организационных изменениях компания планирует объявить в конце весны.

После начала специальной военной операции на Украине основатель InDrive на своей странице в Facebook (принадлежит американской компании Meta, которая признана экстремистской в России и запрещена) объявил, что закрыл принадлежавший ему крупный региональный медиапортал Ykt.Ru, который работал с 1999 года. Тогда же он заявил, что доля России в основном бизнесе InDrive небольшая и продолжает снижаться, а «команда будет становиться все более международной».

В мае прошлого года Forbes со ссылкой на представителя InDrive писал, что сервис такси релоцирует часть сотрудников в Казахстан. Осенью Томский объяснял Tengri News, что, хотя по числу совершаемых поездок доля российского рынка в бизнесе компании невелика, в России, в том числе в Якутске, откуда родом Томский, находилась половина сотрудников, которые обслуживали деятельность международного стартапа. На фоне западных санкций InDrive начала их релокацию в Алма-Ату. В марте 2023-го Томский в интервью региональному изданию SakhaDay рассказывал, что компания релоцировала около 1 тыс. человек из России в Казахстан.

Он объяснял, что санкции, введенные после начала специальной военной операции, «запрещают международным компаниям держать сотрудников в России». Поэтому, по его словам, был выбор: прекратить развивать международный бизнес и работать только в России или продолжать строить глобальную компанию, которая «позитивно повлияет на жизни сотен миллионов и более людей по всему миру».

О том, что уйти с российского рынка и разделить бизнес InDrive вынудили санкции, говорит и один из собеседников РБК на IT-рынке. Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что прямого запрета держать сотрудников в России у иностранных компаний нет. С другой стороны, по его оценке, в целом рынок такси подвержен санкционному влиянию из-за высокой степени технологичности. Российские сервисы пытаются выходить на зарубежные рынки, и существует возможность блокировки таких сделок, ограничения проведения транзакций или акционерного участия в капитале компаний, признает он.

Международная часть InDrive, исходя из информации на сайте компании, принадлежит Suol Innovations Ltd, которой, согласно кипрскому реестру, владеет InDriver Holdings Inc., зарегистрированная в штате Делавэр, США. В конце 2022 года компания провела ребрендинг, сменив название на InDrive вместо InDriver. Вместо основных цветов — голубого, зеленого и красного — InDrive стала использовать салатовый. Также поменялся слоган компании, теперь он звучит как People Driven («Люди рулят!»).

В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, а по итогам 2023 года планирует выйти на безубыточность, писал Bloomberg, не приводя абсолютные показатели. Около 60% выручки компании приносит рынок Латинской Америки, а также Казахстана и Египта. За последний год InDrive вышла в том числе в Грузию, Зимбабве и Австралию.

Компании:
 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст