Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 465,85  (+16,08%)
1 182,25  (-4,54%)
5 099,96  (+51,55%)
63 914,94  (+712,19%)
3 312,82  (+79,07%)
89,29  (+0,18%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Сотрудничество Китая и России активизировалось, но китайцам недостает выгодных…

Сотрудничество Китая и России активизировалось, но китайцам недостает выгодных проектов и уверенности в перспективах российской экономики

15.03.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», в середине 2014 г. в связи с геополитическими и экономическими событиями в России сильно вырос интерес к Китаю как к стратегическому партнеру.

В ходе многочисленных встреч российских и китайских делегаций был заключен целый ряд громких стратегических соглашений о сотрудничестве на межправительственном, межведомственном и корпоративном уровнях.

В их числе – намерения о сотрудничестве железнодорожных компаний двух стран, совместном строительстве нового моста через Амур, реализации инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке, строительство газопровода «Сила Сибири» и проч.

Заявленный «поворот на Восток» в целом активизировал инвесторов (в основном госкомпании и правительственные структуры с обеих сторон), что привело к росту интереса и более интенсивным переговорам.

Но спад в российской экономике и девальвация рубля взяли верх над усилиями по расширению сотрудничества – по данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот между Россией и Китаем упал в 2015 г. на 28%.

Почему так происходит? Ответ прост: хотя в России от китайских инвесторов ждали «особого» подхода, большинство из них – обычные бизнесмены, вне зависимости от того, представляют они государственный или частный сектор.

Китайские госкомпании могут обладать более значительными финансовыми ресурсами по сравнению с частными. Но и они не руководствуются исключительно политическими соображениями, а принимают решения в первую очередь на основании оценки ожидаемой доходности инвестиций и связанных с ними рисками.

Что может отличать китайских инвесторов, так это большее внимание к деталям и долгосрочный подход к планированию: инвестиционный горизонт для них составляет в среднем 10-15, а иногда 20 и более лет.

Особо тщательный анализ на этапе принятия решения об инвестициях часто обусловлен желанием собрать как можно больше информации о компании и рынке в целом, пока продавцы дают такую возможность.

Есть и дополнительные факторы, затрудняющие инвестиции. Многие китайские инвесторы, особенно госкомпании, ожидают финансовых гарантий – федерального, регионального уровня или от банков. Ожидают, но не получают. Ни для кого не секрет, что этот вопрос поднимается в любой части мира, не только в России. И в ряде стран такие госгарантии им предоставляют.

Даже с учетом определенных трудностей в китайской экономике инвестиции Китая за рубеж растут каждый год и в 2014 г. превысили $100 млрд. А количество сделок по покупке китайскими компаниями зарубежных активов выросло на 8%.

В десятку стран, получивших наибольшие прямые инвестиции из Китая, вошли США, Австралия, страны Евросоюза, Канада и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому в этой области достаточно сложно конкурировать. Россия в 2014 г. оказалась на 20-м месте по объему прямых инвестиций из Китая (по данным китайской статистики).

Сейчас модель инвестирования китайцев в Россию в большой степени определяется, с одной стороны, рецессией в российской экономике, с другой – ожиданиями в отношении ее восстановления и роста, а также инвестиционной привлекательностью российских активов (в том числе в связи с девальвацией рубля).

Как с любыми «обычными» инвесторами, эти рациональные финансовые соображения должны подкрепляться психологической уверенностью и доверием. Несколько кварталов хотя бы слабого роста российской экономики могут стать важным психологическим триггером (не говоря уже о стабильности рубля, снятии или облегчении финансовых санкций).

Несмотря на общее снижение активности в сфере слияний и поглощений в России, за последний год были успешно закрыты многие сделки с участием китайских инвесторов, в частности, вхождение Sinopec в капитал "Сибура" с 10%-ной долей, приобретение в ноябре 2015 г. китайской девелоперской компанией «Юминь» 51% акций Красноярского краевого расчетного центра, продажа 23,1% акций группы компаний «Детский мир» Российско-китайскому инвестиционному фонду, подписание «Новатэком» окончательных обязывающих соглашений по продаже 9,9% в проекте «Ямал СПГ» китайскому инвестиционному Фонду Шелкового пути и проч.

Если сделки по слиянию и поглощению не дают желаемой нормы доходности, китайские инвесторы могут проявлять достаточную гибкость, чтобы зарабатывать на крупных проектах за счет экспорта услуг, оборудования, технологий и предоставления финансирования.

Например, несмотря на все сложности, продолжаются переговоры по совместным проектам с крупными инвестициями, в том числе участие китайских компаний и технологий в строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Казань, моста через Керченский пролив, газопровода «Сила Сибири» и проч.

Представляется, что сложности с осуществлением этих проектов кроются не в принципиальном нежелании китайской стороны участвовать в них, а в ее активном стремлении максимизировать экономические выгоды при их будущей реализации, что натыкается на желание российской стороны сохранить баланс интересов.

Наблюдали мы и случаи ухода китайских инвесторов с российского рынка. В феврале китайский фонд Chengdong Investment Corporation (CIC) продал принадлежавшие ему акции Московской биржи (5,2%), а прошлой осенью полностью вышел из капитала «Уралкалия», продав 12,5% акций.

Свое присутствие на российском рынке сократили несколько банков, в частности дочерние компании Bank of China, China Construction Bank и Agricultural Bank of China. Но такие шаги, как выход инвесторов из капитала российских компаний, являются нормальным рыночным процессом и наблюдаются не только со стороны китайских инвесторов.

Дополнительным тестом на привлекательность российского рынка служат примеры инвестиций частных компаний, которых сложно подозревать в политической мотивированности.

Так, интернет-ритейлер Alibaba Group в мае 2015 г. начал развиваться на территории России, открыв официальное представительство. По данным Alibaba, на российских клиентов приходится около 10% ее совокупного оборота. Компания видит в сотрудничестве с государственными учреждениями и службами на территории России потенциальные выгоды как для себя, так и для россиян.

Китайский венчурный фонд Shunwei Capital инвестировал в торговую онлайн-площадку ToBox, которая заработала в России в декабре 2015 г.; в фонде отмечают «очень большой потенциал роста» у российского рынка интернет-торговли.

Но в кулуарных беседах представители частных или относительно некрупных государственных китайских компаний признаются, что все еще чувствуют себя первопроходцами и вынуждены ориентироваться на знаковые сделки между Россией и Китаем, количество которых пока невелико. Дальнейшее расширение частных китайских инвестиций в Россию зависит в том числе от увеличения числа таких сделок.

С деловой точки зрения, необходимо разрабатывать и обсуждать проекты, которые выгодны для инвестора, с финансовыми гарантиями, с четким фокусом на определенную индустрию. Иными словами, успех будут иметь те проекты, где российская сторона готова инвестировать сама и вести бизнес на долгосрочной основе.

Так и в области слияний и поглощений: китайскому инвестору будет интересна доля в здоровом и развивающемся бизнесе; сначала он будет готов зайти как миноритарий, а позже, возможно, приобрести и более значительную его часть.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст