Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'24
97
3 019
I кв.'24
82
7 995
IV кв.'23
100
10 097

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 748,99  (-2,74%)
944,67  (-0,94%)
5 618,26  (-16,32%)
59 249,03  (+524,08%)
2 543,53  (+3,74%)
73,65  (-0,05%)
Источник Investfunds

ВТБ может получить в управление Первую грузовую компанию

07.08.2024, Mergers.ru

Крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания переходит под управление ВТБ, рассказали “Коммерсанту” три источника на рынке. По информации издания, в ближайшее время ожидается смена гендиректора компании. В ПГК от комментариев отказались. «Не комментируем»,— сообщили в ВТБ.

В ноябре 2023 года ПГК у структур владельца НЛМК Владимира Лисина выкупило АО «Аврора Инвест». Собственники последнего не раскрываются. Источники на рынке говорят, что речь идет о группе инвесторов, среди которых совладельцы АО «Вектор Рейл», владеющего оператором перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс» — Тимур и Руслан Бабаевы. Господа Бабаевы — сыновья бывшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, возглавляющего совет директоров ПГК. Руслан Бабаев занимает пост гендиректора ПГК. Источники оценивали сумму сделки примерно в 220 млрд руб., некоторые оценки были выше. Согласно бухгалтерской отчетности «Аврора Инвест», в 2023 году компания потратила на покупку акций или долей 243 млрд руб. и получила сопоставимую сумму в виде кредитов и займов.

ПГК была создана в 2007 году, затем выделена из состава ОАО РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 году, выкупив у ОАО РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг господина Лисина консолидировал 100% оператора. Сейчас в парке компании около 90 тыс. единиц подвижного состава, в основном полувагонов и крытых вагонов, а также фитинговых платформ. В рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого квартала 2024 года ПГК занимает первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота — 60 млрд тонно-километров и 29,8 млн тонн за первые три месяца года соответственно. В количестве вагонов в собственности и управлении компания уступает только подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдингу».

У ПГК формально низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году, отмечает в своем рейтинге «Эксперт РА», ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд руб., сообщается в отчетности. Также, говорится в документе, в феврале 2024 года ПГК заложила в качестве обеспечения 66,8 тыс. вагонов стоимостью 92,1 млрд руб. В отчетности залогодержатель не раскрывается. Но в базе СПАРК есть сведения о залоге активов ПГК в ВТБ.

Два собеседника издания объясняют происходящее несовпадением текущей ситуации в ПГК с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки.

По мнению одного из собеседников, в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Три собеседника газеты на рынке рассказывают, что получение ПГК банком — первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант».

Еще двое собеседников отмечают, что активизировалась дискуссия о передаче в частные руки ФГК, напоминая предложение Федеральной антимонопольной службы ограничить или запретить участие ОАО РЖД в капитале транспортных операторов. О том, что слияние ПГК и ФГК обсуждается, говорят четыре собеседника на рынке, вспоминая план «Ураган» 2015 года по консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике . Хотя другой собеседник сомневается, что ФГК заберут у ОАО РЖД. По его словам, в таком случае покупатель ФГК как минимум будет нагружен «железобетонными» обязательствами без промедления предоставлять парк под государственные задачи.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст