Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
76
8 251
IV кв.'23
98
10 087
III кв.'23
94
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 123,43  (+95,96%)
1 151,93  (-2,30%)
5 487,03  (+13,79%)
65 635,43  (0,00%)
3 575,31  (0,00%)
85,07  (-0,26%)
Источник Investfunds

Владимир Лисин продал Первую грузовую компанию

02.11.2023, Mergers.ru

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина сменила владельца, сообщили «Ведомостям» три источника, знакомых с ходом сделки. Все утверждают, что она закрыта. Один из них называет в качестве покупателей совладельцев другого оператора грузовых вагонов – «СГ-транс» Тимура и Руслана Бабаевых. Их в числе новых собственников также называли источники «Интерфакса», который 2 ноября первым сообщил о закрытии сделки.

Другие собеседники не знают, кто стал покупателем. Они также не называют сумму сделки.

Один из источников говорит, что в четверг днем сотрудники ПГК получили письмо от гендиректора Сергея Каратаева с названием компании-собственника – с 1 ноября им стало АО «Аврора инвест». Эта компания, как следует из базы «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована 12 декабря 2022 г. Ее владельцы не обозначены, но гендиректором числится Елена Чайковская, ранее бывшая членом ревизионной комиссии АО «СГ-транс».

Гендиректором «СГ-транса» является Сергей Калетин, владельцем оператора выступает АО «Вектор рейл», которое до августа 2023 г. контролировали Бабаевы, Алексей Тайчер и Абдулах Борлаков. Теперь контроль в «СГ-трансе» у АО «Алькор инвест» (создано в мае 2023 г., руководитель – Константин Воеводин).

В ПГК и ФАС, куда должно было поступить ходатайство о покупке компании, отказались от комментариев. В «СГ-трансе» не ответили на запрос. Но один из собеседников «Ведомостей» уверяет, что ходатайство о приобретении ПГК направлялось в ФАС.

ПГК – один из крупнейших в России операторов грузовых вагонов. Она была выделена из РЖД в 2007 г., а в 2011 г. 75% минус 2 акции ПГК приобрела структура Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 г., выкупив у РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг Лисина консолидировал 100% оператора. На 31 декабря 2022 г. 100% ПГК владела Fletcher Group Holdings (бенефициаром которой, по данным на конец 2021 г., являлся Лисин).

В управлении ПГК порядка 100 000 единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, крытые, фитинговые платформы. В 2022 г. компания провела несколько сделок по продаже подвижного состава. Летом она продала 4000 хопперов-цементовозов (около 17% всего российского парка этого вида вагонов), писал РБК со ссылкой на источники. Сделка оценивалась в 4,5–6 млрд руб. Весной были проданы универсальные платформы, а в ноябре ПГК сообщила о продаже всех 4562 малокубовых вагонов, сумма сделки не раскрывалась. Чистая прибыль ПГК по РСБУ в 2022 г. составила 38,4 млрд руб., выручка – 105,8 млрд руб.

В письме гендиректора ПГК, которое пересказывает собеседник «Ведомостей», отмечается, что новый собственник «останется приверженцем того вектора развития, которым шла компания последние пять лет, с фокусом на расширение объема бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах, а также на операционную эффективность и улучшение клиентского опыта».

По словам одного из источников, в операторе ожидают смены менеджмента. ПГК, которая превратилась в последние годы в кэптивного оператора НЛМК (также принадлежит Лисину), вероятно, нужно будет перестраиваться на рыночные рельсы, поскольку у руля станут транспортники, уверен собеседник. В этой связи, полагает он, встанет вопрос о ставках на перевозку грузов НЛМК в рамках сервисного контракта, подписанного с ПГК в конце 2022 г. (обычно заключается на три года). «Впрочем, пока не ясно, что будут предпринимать новые собственники – начнут расширять долю рынка или просто перераспределят парк ПГК в подконтрольные компании, чтобы быстрее отбить инвестиции», – отмечает он. Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что выход из операторского бизнеса не скажется на условиях перевозок грузов НЛМК, обслуживание продолжится по долгосрочным контрактам.

Каратаев также сообщил в письме для сотрудников, что в ближайшие недели «состоятся встречи нового акционера с топ-командой для определения задач на 2024 г. и обсуждения параметров стратегии до 2030 г.».

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает тренд на консолидацию рынка операторов грузовых вагонов, которая наметилась еще в 2021 г. Новые собственники из числа участников рынка оперирования вагонами рассматривают ПГК как источник подвижного состава, а не как диверсификацию финансовых вложений, полагает эксперт.

Бурмистров считает, что время для продажи ПГК «очень удачное». Цены на грузовые вагоны с начала года выросли почти на 50%, арендные ставки по большинству видов вагонов динамично растут, поэтому доходы операторов будут увеличиваться, отмечает эксперт. Конкуренцию и пополнение парка ограничивают высокая цена новых вагонов, высокие процентные ставки и загруженность вагоностроительных заводов, поясняет он.

С учетом показателей прибыльности, потенциальной выплаты дивидендов, наличия средств на счетах, а также нахождения в залоге у ПГК компании «Транс Синергия» стоимость бизнеса составляет 200–220 млрд руб., оценил Бурмистров.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст