Год назад Glencore находилась на грани кризиса, но ей удалось поправить положение благодаря снижению долга, продаже активов и росту цен на сырье. Теперь акционеры горнодобывающей и трейдинговой компании надеются, что ее гендиректор Айван Глазенберг не начнет снова скупать активы.
Глазенберг превратил Glencore из сырьевого трейдера в одну из крупнейших в мире горнодобывающих компаний, заключая такие сделки, как покупка Xstrata за $29,5 млрд в 2013 г. Также он скупал угольные, медные и золотые шахты в Восточной Африке, Южной Америке и Австралии. Но из-за этого долг Glencore вырос, а цены на сырье в последние два года рухнули, что привело к падению котировок акций компании. За один день, 28 сентября 2015 г., они снизились на 29%. Под давлением инвесторов Глазенберг приостановил выплату дивидендов и сократил рабочих для снижения расходов, а также сосредоточился на уменьшении долга.
С тех пор положение компании улучшилось, хоть ее убыток и составил почти $5 млрд в прошлом году. Во второй половине 2015 г. чистый долг Glencore снизился с $29,6 млрд до $25,9 млрд, и компания планирует сократить его до $17-18 млрд к концу 2016 г. С момента своего свободного падения акции Glencore подорожали примерно на 180%, но их котировки все равно более чем на 60% ниже, чем во время IPO в 2011 г. «Руководство делает именно то, что нужно», - говорит Дэвид Херро, управляющий Harris Associates, которой принадлежит около 6% акций Glencore стоимостью $2 млрд.
Но недавно выяснилось, что компания претендует на покупку нескольких крупных активов, в том числе принадлежащих конкурентам Rio Tinto и Anglo American в Австралии. Инвесторы говорят, что Глазенбергу еще необходимо кое-что сделать, прежде чем начать приобретать активы. Поэтому они надеются, что компания уделит больше внимания сокращению расходов, а не новым затратам, когда 24 августа представит финансовый отчет. «Во-первых, необходимо завершить, а затем нужно возобновить выплату дивидендов», - говорит Херро.
Представитель Glencore от комментариев отказался.
Glencore уже привлекла $2,5 млрд путем допэмиссии акций и $1,4 млрд за счет авансовых платежей за поставки золота и серебра. Приостановка выплаты дивидендов позволила сэкономить еще $2,4 млрд. Во втором полугодии Glencore планирует заработать еще около $3,13 млрд от продажи половины сельскохозяйственного бизнеса и $100 млн от продажи месторождения золота в Казахстане. Также компания рассматривает продажу еще одного казахского золотого месторождения примерно за $2 млрд и железнодорожных активов в Австралии за $750 млн, говорят аналитики.
По словам управляющего Van Eck Global Карла Малана, Glencore следует продолжать сокращать долг и вовращать средства акционерам и лишь потом искать новые инвестиции. Van Eck Global владеет акциями Glencore примерно на $200 млн. Как отмечает Малан, руководство не должно стремиться увеличить добычу угля или меди, а действовать в интересах акционеров.
Один из рисков – возможное снижение цен на сырье. По мнению некоторых аналитиков, в этом году цены выросли благодаря стимулированию экономики в Китае, поэтому они могут упасть, как только оно закончится. Также некоторые инвесторы сомневаются в устойчивости цен на уголь в долгосрочной перспективе. Glencore уверена, что спрос на термальный уголь, применяемый для выработки электроэнергии, будет долго расти, особенно в Юго-Восточной Азии. Но партнер Hermes Investment Management Брюс Дагид поделился с клиентами опасениями, что компания недоценивает риски, связанные с политикой по борьбе с глобальным потеплением.