Решение арбитражного суда Красноярского края о незаконности прошлогоднего buy back ГМК «Норильский никель», в результате которого компания выкупила 7,7% своих акций на $4,5 млрд., основано на признании доводов «Русала» о том, что владелец «Интерроса» Владимир Потанин входит с «Норникелем» в одну группу лиц.
Как следует из текста решения, суд признал обоснованными доводы «Русала» (владеет 25% акций ГМК) о том, что, одобрив buy back, совет директоров «Норникеля» нарушил закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Нарушение закона состояло в том, что «Норникель» не получил предварительного одобрения на сделку у правительственной комиссии по иностранным инвестициям, хотя входившие с ним в одну группу лиц компании уже владели более чем 10% акций. Речь идет о подконтрольном Владимиру Потанину холдинге «Интеррос» (владеет 28% акций ГМК).
Суд поддержал «Русал» в том, что господин Потанин входил в одну группу лиц с «Норникелем», поскольку именно он предложил кандидатуру Владимира Стржалковского на пост гендиректора ГМК. «Норникель» доказывал, что Владимир Потанин, занимавший тогда пост председателя совета директоров «Норникеля», сделал это по предложению Сергея Батехина (тогдашнего гендиректора ГМК) и Андрея Бугрова (тогда — члена совета директоров компании).
«Норникель» обещает оспорить решение суда в апелляционной инстанции. «Интеррос» поддерживает ГМК в этом. Если решение суда будет подтверждено апелляционной инстанцией и вступит в силу, скорее всего, «Русал» будет требовать возмещения убытков от членов совета директоров ГМК, принявших решение о buy back (представители «Русала» голосовали против). В решении суда говорится, что «Русал» оценивает свои убытки в $1,4 млрд.
Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия. Компания также производит золото, серебро, иридий, осмий, селен, рутений и теллур.
Производственные подразделения группы ГМК «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР.
В России акции ОАО «ГМК «Норильский никель» торгуются на ММВБ-РТС. АДР на акции Компании торгуются на внебиржевом рынке США, на Лондонской и Берлинской фондовых биржах.
Начальник отдела корпоративного права юрфирмы Sameta Ольга Сницерова считает, что у «Норникеля» есть хорошие шансы оспорить решение арбитражного суда Красноярского края, поскольку, по ее мнению, оно «слишком широко трактует закон «Об иностранных инвестициях»«.
Но если решение суда вступит в силу, сам «Русал» возмещения убытков от членов совета директоров «Норникеля» потребовать не может, подчеркивает юрист. По ее словам, «Русал» как акционер «Норникеля» «вправе предъявить иск об убытках, причиненных ГМК, при этом ему будет необходимо доказать факт и размер убытков».