По данным газеты «РБК daily», в конце мая текущего года зампред ЦБ Сергей Голубев заявил, что «Банку России» пора уходить из «Сбербанка». Разговоры об этом идут давно, и нельзя исключать того, что месседж топ-менеджера ЦБ является прощупыванием почвы перед запланированным размещением GDR «Сбербанка». Если ранее для этого планировалось скупить акции с рынка, то теперь речь может идти о продаже части акций «Банком России».
На открытой лекции в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете Сергей Голубев заявлял, что «Банку России» в перспективе целесообразно выйти из акционерного капитала «Сбербанка», где ему принадлежит 63% акций. «Сберегательный банк» достаточно много нарушений допускает, и мы сделать ничего не можем. Пора уходить из «Сберегательного банка», — объяснил Сергей Голубев.
В 1990-х годах, когда «Сбербанк» стал акционерным обществом, доля «Банка России» в нем составляла всего 25%, но впоследствии ЦБ увеличил ее до сегодняшнего уровня — 60%. При этом и бывший глава «Банка России» Виктор Геращенко, и бывшая и.о. главы «Банка России» Татьяна Парамонова всегда выступали против уменьшения доли регулятора в Сбере.
Заявление г-на Голубева пока является его частным мнением, иначе вопрос о возможном снижении доли ЦБ был бы вынесен на рассмотрение наблюдательного совета банка. Но нельзя исключать того, что вопрос о выходе «Банка России» из капитала Сбера возник в связи с недовольством регулятора политикой, проводимой нынешним руководством банка.
«У «Сбербанка» появилось очень много непрофильных аффилированных структур», — поясняют в окружении президента «Сбербанка» Германа Грефа. — Он стал выполнять не свойственные коммерческому банку финансовые функции, такие как принудительное кредитование отдельных секторов экономики с последующей реализацией малоликвидных залогов».
Чтобы не подрывать стратегическую значимость «Сбербанка», «Банк России» мог бы продать свою долю правительству. Для сделки тому понадобилось бы 784,9 млрд руб., а таких денег в бюджете сейчас нет. Вопрос о выходе «Банка России» из состава акционеров «Сбербанка» был решен достаточно давно, еще при Борисе Ельцине. Когда обсуждали последнюю редакцию законов «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», то внесли возможность выхода «Банка России» из капитала «Сбербанка», но с одним условием.
Пока Сбер имеет ярко выраженные монопольные позиции на некоторых участках рынка банковских услуг и некоторых территориях, выход Центробанка нецелесообразен. На роль покупателей доли ЦБ просятся частные инвесторы, и не исключено, что слова Сергея Голубева являются прощупыванием почвы в преддверии размещения GDR «Сбербанка». Ранее для этого планировался выкуп акций банка на рынке, а теперь появляется вариант с продажей доли пакета ЦБ.
В пользу этого говорит и январское заявление президента «Сбербанка» Германа Грефа в Давосе о том, что долю ЦБ в банке можно сократить до 50% плюс одна акция: «Можно спокойно выйти на этот уровень. После этого нужны дискуссии в парламенте».
Также в мае этого года Сергей Голубев добавил, что возможность выхода «Банка России» из акционерного капитала «Сбербанк» постоянно обсуждается, потому что участие ЦБ в капитале «Сбербанка» препятствует полноценному банковскому надзору. Ведь глава Банка России Сергей Игнатьев является также председателем наблюдательного совета «Сбербанка». «Это конфликт интересов, неполноценным становится надзор за таким банком», — считает г-н Голубев.
«Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. Основанный в 1841 г. «Сбербанк России» сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.
«Сбербанк» занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля «Сбербанк России» на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.
«Сбербанк России» обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки «Сбербанк России» работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. В соответствии с новой стратегией, «Сбербанк России»планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии.
Учредитель и основной акционер Банка — «Центральный банк Российской Федерации» («Банк России»). По состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами «Сбербанк России» являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.
В банке этим словам удивились. Как пояснила зампред «Сбербанка» Белла Златкис, только в этом году было несколько десятков проверок банка со стороны «Банка России», а с учетом проверок отделений территориальными управлениями ЦБ — сотни, и абсолютно никаких поблажек им «сроду не давали».
«Бывали замечания, мы их своевременно исправляли, — подчеркнула г-жа Златкис. — И поэтому мне абсолютно непонятны претензии директора юридического департамента ЦБ Сергея Голубева». Белла Златкис согласна, что с юридической точки зрения совмещение Сергеем Игнатьевым двух постов — главы ЦБ и председателя наблюдательного совета банка — порождает конфликт интересов.
«Аффилированность между нами, конечно же, есть, но могу сказать точно, что ни разу руководством ЦБ не было принято решений в обход положения об аффилированности, включая операции на бирже, — сказала г-жа Златкис. — К примеру, на все операции на бирже, включая валютообменные и сделки с ценными бумагами, мы получаем согласие набсовета, куда входит не только председатель ЦБ. Точно так мы проводим все другие сделки с «Банком России», то есть через набсовет, как сделки с заинтересованностью».
Такого же мнения придерживаются и миноритарии «Сбербанка» . Заявление г-на Голубева по поводу того, что «Банку России» сложно исключить нарушения в работе банка, Алексей Навальный называет лукавством. «В совете директоров достаточно представителей мажоритарных акционеров, которые могут отслеживать деятельность банка», — говорит он.