Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 809,85  (-29,88%)
1 065,54  (+5,36%)
6 584,29  (-3,19%)
115 068,56  (-212,88%)
4 509,62  (-2,30%)
66,91  (+0,68%)
Источник Investfunds

CNPC освоит Дальний Восток

«Роснефть» предложила китайским компаниям стать акционерами ВНХК на Дальнем Востоке, сообщил в пятницу глава госкомпании Игорь Сечин. «Мы на этом не настаиваем. У нас там достаточно большое количество потенциальных инвесторов. Но с точки зрения стратегического партнерства мы бы приветствовали вхождение также и китайских партнеров»,— сказал он. Источники “Ъ”, близкие к госкомпании, говорят, что обсуждается доля около 30%. Сейчас у «Роснефти» два партнера из КНР — CNPC, которая уже четыре года получает от российской компании нефть, и Sinopec, поставки которой начнутся в этом году. Кто станет инвестором ВНХК, в «Роснефти» не уточнили, но источники “Ъ” говорят, что речь идет о CNPC. Игорь Сечин также отметил, что предложение о вхождении в ВНХК сделано в ответ на участие «Роснефти» в Тяньцзиньском НПЗ.

В 2010 году в рамках СП «Восток Нефтехимия» (49% — у «Роснефти», 51% — у CNPC) было подписано соглашение о ТЭО строительства НПЗ в Тяньцзине и даже прошла закладка первого камня будущего завода. Инвестиции в проект оценивались в $5 млрд. Планировалось, что завод будет перерабатывать 13 млн тонн нефти в год (сейчас мощность увеличена до 16 млн тонн), из которых около 9,1 млн тонн — российское сырье. Но источники “Ъ”, близкие к «Роснефти», говорят, что «сейчас этот проект нельзя назвать очень актуальным: обсуждение идет, но много неясного, в частности его экономика, источники финансирования».

По словам собеседников “Ъ”, главный приоритет сейчас — это ВНХК. «Но речь идет об инвестициях $10–20 млрд, для этого нужен инвестор»,— отмечает один из них. Вопрос о финансировании является ключевым для ВНХК, пока перейти к его реализации компании мешает спор с «Транснефтью» о том, чьи средства будут направлены на расширение нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. Проект нефтехимического комплекса был разработан несколько лет назад, но до прошлого года, когда «Роснефть» объявила об увеличении проектной мощности завода с 10 млн до 30 млн тонн сырья в год, он находился в подвешенном состоянии. Теперь планируется, что ВНХК будет построена в три очереди за 15 лет, а предполагаемый совокупный объем инвестиций — 1,3 трлн руб. Большая часть продукции будет идти на экспорт, в частности в Китай.

С учетом возможного участия CNPC в ВНХК компания постепенно становится главным партнером «Роснефти». В 2013 году стороны уже создали СП для разработки месторождений в Восточной Сибири — первым проектом, скорее всего, будет Таас-Юрях, часть сырья с него может пойти и на Тяньцзиньский НПЗ. Кроме того, «Роснефть» пригласила CNPC в ряд проектов по добыче углеводородов на суше и арктическом шельфе. Сотрудничество с CNPC по ВНХК гарантирует нефтехимической продукции «Роснефти» выход на перспективный китайский рынок и позволит сократить собственные инвестиции в строительство, полагает Константин Черепанов из UBS. «Китайская сторона, скорее всего, согласится с предложением “Роснефти”,— добавляет он.— При этом ее пакет в проекте, вероятно, составит 25–30%».