Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
40
3 988
I кв.'25
70
1 443
IV кв.'24
181
7 958

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 741,02  (+14,78%)
1 055,15  (+5,69%)
6 362,90  (-7,96%)
118 713,46  (+1 758,29%)
3 875,21  (+108,01%)
72,47  (-0,04%)
Источник Investfunds

Cредство от иностранцев

23.10.2006, «Ведомости», Александр Беккер

По данным газеты «Ведомости», претензии правового управления президента вынудили Минпромэнерго ужесточить законопроект о доступе иностранцев к российским стратегическим предприятиям. Документ требует от иностранной компании раскрывать всю цепочку ее владельцев и уведомлять государство обо всех ранее купленных акциях стратегического предприятия. Не ограничиваясь этим, администрация президента настроена в корне изменить закон, отказавшись от согласительного принципа совершения сделок. <\/p>

Минпромэнерго внесло в правительство законопроект о порядке вхождения зарубежных компаний в капитал предприятий, имеющих стратегическое значение. Такой документ в мае 2005 г. поручил подготовить Владимир Путин. <\/p>

Проект Минпромэнерго основан на разрешительном принципе, при котором власти согласовывают конкретную сделку. Так действуют законодательства Франции, Испании, Финляндии, США. Минпромэнерго предлагало, чтобы зарубежный инвестор, желающий приобрести более 50% акций стратегического предприятия, подавал заявку в уполномоченный федеральный орган. По его рекомендации правительство может утвердить сделку или отказать претенденту. На решение отводилось три месяца. Ограничения касаются 39 видов деятельности: например, разработки и производства шифровальной техники, сооружения и эксплуатации ядерных установок, добычи ископаемых на федеральных участках. Если предприятие выпускает продукцию, связанную с законом о гостайне, последние пять лет исполняет гособоронзаказ, осуществляет внешние торговые операции с продукцией двойного назначения, тогда, давая согласие на сделку, государство может накладывать на претендента обязательства (например, продолжать исполнение оборонзаказа или сформировать только из россиян орган управления АО для использования сведений, составляющих гостайну). <\/p>

Не все в законопроекте устроило Главное правовое управление президента (ГПУ). “По требованию [ГПУ] законопроект ужесточен”, — признается чиновник Минпромэнерго. Теперь согласованию подлежат любые инвестиции в стратегическое предприятие, позволяющие нерезиденту “блокировать или определять решения” АО. При подаче заявки претендент обязан раскрыть весь состав собственников, сообщить о том, имеет ли он уже акции данного стратегического предприятия. Кремлевские юристы не согласились с тем, что на рассмотрение заявки отводится три месяца, а если ответ не дан, уполномоченный федеральный орган обязан согласовать сделку без дополнительных обязательств нерезидента. По решению правительства срок может быть продлен еще на три месяца. Правда, отказ от сделки иностранная компания вправе обжаловать в суде. <\/p>

Замечаниями ГПУ претензии Кремля не исчерпываются. Администрация президента в принципе отвергает согласительный подход, говорит близкий к ней источник. “Из законопроекта надо исключить сделки, совершаемые с разрешения федеральных органов, — сказал он. — Должен быть четкий перечень стратегических организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, над которыми контроль не допускается, и еще перечень предприятий, где допускается частичный контроль”. По его словам, альтернативный законопроект уже подготовлен Минэкономразвития. <\/p>

Замминистра экономразвития Андрей Шаронов говорит, что министр Герман Греф еще не подписал окончательную редакцию. Подход, изложенный в версии министерства, по его мнению, сужает поле субъективизма чиновников, решающих судьбу сделки, а стало быть, уменьшает возможность коррупции. Сам он считает, что существуют пограничные случаи, когда нельзя жестко установить, в какой актив можно или нельзя пускать иностранцев. Шаронов не исключает индивидуального рассмотрения правительством некоторых заявок. <\/p>

На взгляд министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, “попытка оперировать законченным списком предприятий, собственником которых государство не является, — это вмешательство в права бизнеса”. <\/p>

Президент United Technologies по России Ричард Броди говорит, что у компании нет намерений приобретать российские оборонные предприятия. В то же время многие гражданские технологии, имеющие отношение к авиакосмической индустрии, по своей сути являются технологиями двойного назначения. Поэтому, говорит Броди, правительство должно четко юридически определить, что относится к предприятиям стратегического значения. В качестве позитивного примера он называет подход американцев: в США рассматривает и одобряет сделки комитет по иностранным инвестициям. <\/p>

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст