По данным газеты «РБК daily», мрачный прогноз главы Банка Англии Мервина Кинга о возможности нового, еще более сильного финансового кризиса становится все более реалистичным: в начале октября агентство Moody’s понизило долгосрочные рейтинги по долгам и депозитам 12 британских финансовых институтов, в том числе системообразующих Lloyds и Royal Bank of Scotland (RBS). Оценка Lloyds упала на одну ступень — с Aa3 до А1, а рейтинг RBS — на две, с Aa3 до А2.
Оба крупных банка, однако, поспешили заверить общественность в том, что их положение не так уж серьезно. «Мы считаем, что это изменение окажет минимальное воздействие на наши затраты на финансирование. Важно отметить, что рейтинг собственной финансовой устойчивости и краткосрочный рейтинг обязательств остаются неизменными», — заявил Lloyds.
RBS отметил, что разочарован снижением рейтинга и что он «добился значительного прогресса в укреплении кредитного профиля с 2008 года». Соотношение кредитов и вкладов упало со 154 до 114%. Кроме того, финансовый институт отреагировал на сообщение в The Financial Times, в котором говорится о растущих опасениях политиков, считающих, что в случае изменения условий стресс-тестов RBS потребуются дополнительные вливания капиталов. «RBS является одним из самых сильных европейских банков по уровню капитализации, — сообщил банк агентству Bloomberg. — Условия новых стресс-тестов в ЕС пока что абсолютно не ясны, и любая попытка анализа того, как они повлияют на банк, является спекуляцией».
Оба банка были частично национализированы в разгар кризиса. Сейчас государству принадлежат 83% RBS и 40% Lloyds. Рейтинги двух других ведущих банков, Barclays и HSBC, не пострадали. В основном Moody’s снизило оценку кредитоспособности небольших финансовых институтов, мотивировав свое решение тем, что в случае банковского коллапса государство вряд ли станет их спасать.
От Moody’s досталось не только британским, но и португальским банкам. Как сообщило агентство, изменение оценки девяти банков является следствием июльского снижения рейтинга страны до Ва2 с Ваа1. Более того, с лета экономическая ситуация в Португалии не улучшилась.
Как сообщил местный ЦБ, без дополнительных мер Лиссабон не сможет в этом году достичь запланированных экономических показателей. Согласно новому прогнозу ЦБ Португалии, ВВП страны в этом году упадет на 2,2%, а не на 1,8%, как предполагалось ранее. В конце сентября министр финансов страны Витор Гаспар заявил, что правительству придется принять дополнительные меры по урезанию бюджетного дефицита, поскольку в первом полугодии «дыра в казне составила 8,3% от ВВП, тогда как целевой показатель в конце года — 5,9%».
Попавшие под жернова кризиса зоны евро банки выживают как могут. Европейские банки планируют продажу активов более чем на €30 млрд., поскольку нуждаются в привлечении дополнительного капитала. С начала этого года финансовые институты уже продали кредитные активы на €26 млрд. В число банков, которые будут продавать активы входят RBS, испанский Banco Espirito Santo и многострадальный франко-бельгийский Dexia, над судьбой которого сейчас ломают голову европейские политики.
Большой интерес европейские кредитные активы вызывают у американских инвесторов, в том числе у различных хедж-фондов. Так, Apollo Global Management пытается привлечь $2,8 млрд. для покупки активов в Европе, a Oaktree Capital Management — $3 млрд.
Хотя утопающие банки пока что стараются спастись самостоятельно, они все же надеются, что государство их не оставит в беде. Как заявил представитель Еврокомиссии, на этой неделе ведомство намерено представить предложения по координации действий стран — членов ЕС для спасения банков.
Согласно прогнозу Barclays Capital, в этом году дефицит Португалии окажется на уровне 6,3% от ВВП, а в 2012-м — 5,3%. «В следующем году тучи слабого местного и внешнего спроса могут бросить тень на португальскую экономику», – сообщил аналитик Barclays Capital Фабио Фуа.
«Сейчас мы уже видим, как банки, столкнувшись сразу с тройной угрозой — долговым кризисом, ужесточением требований к капиталу и проблемами фондирования, — вынуждены изыскивать новые средства», — заявил директор группы портфельных решений KPMG Эндрю Дженке.