По данным газеты «Ведомости», правительство пришло к выводу, что доля государства в экономике достигла «критического уровня», а дальнейшее ее нарастание может иметь необратимые последствия для конкуренции. До сих пор политика правительства была направлена на появление «национальных чемпионов», создавать которых призывал Владимир Путин во времена своего президентства. «Чемпионов» растили под государственным крылом.
К концу 90-х гг. государство приватизировало крупнейшие активы в нефтедобыче, но за последние 10 лет нарастило свои позиции. В 1998 г. государственная «Роснефть» была в предбанкротном состоянии с добычей чуть более 12 млн т, правительство собиралось приватизировать 75% компании, но не нашло покупателя. Сейчас компания — лидер по добыче (свыше 112 млн т нефти и 12 млрд куб. м газа) и капитализации ($72,8 млрд).
«АвтоВАЗ», приватизированный еще в начале 1990-х гг. и контролировавшийся менеджментом во главе с председателем совета директоров Владимиром Каданниковым, в 2007-2008 гг. фактически вернулся под контроль государства (хотя у «Ростехнологий» лишь 18,8% голосующих акций завода, госкорпорация руководит его работой).
Настоящий чемпион — «Ростехнологии» — создан в сфере оборонной промышленности, причем за счет вполне успешных частных предприятий — «Иркут», «Сатурн», УМПО, «Казанского вертолетного завода», «Росвертол». Даже высококонкурентный рынок связи не обойден вниманием агентов влияния государства. В начале тысячелетия госхолдинг «Связьинвест» активно продавал телекоммуникационные активы, в том числе GSM- и CDMA-операторов. А в мае 2009 г. была утверждена концепция реорганизации компаний холдинга, предполагающая создание на базе его «дочки» «Ростелекома» «национального чемпиона» в области связи. «Ростелеком» уже начал скупать частные активы — госконтроль установлен над татарстанским альтернативным оператором Teleset, идут переговоры о покупке «Акадо».
Даже реформе РАО ЕЭС, ставшей единственным примером разгосударствления целой отрасли, дан обратный ход. Государственное «Интер РАО» по решению чиновников должно получить крупные активы в генерации, которые ранее предполагалось продать частным инвесторам: 66% — ОГК-1, 26,4% — ОГК-5, 34,2% — ТГК-7, 21,3% — «Башкирэнерго» и 25,1% — ТГК-6.
В результате увеличения доли государства конкурентоспособность российской экономики сдала позиции. В 2000 г. Россия занимала в рейтинге форума 52-е место (из 59 стран), а по итогам 2009 г. — 63-е место. Значительное участие государства в экономике приводит к конфликту интересов регулятора и собственника: министерства участвуют в управлении компаниями, одновременно отвечая за госполитику в своей сфере. То же самое происходит на региональном и муниципальном уровнях, бороться с этим можно путем последовательной приватизации активов в конкурентных сферах и оптимизации регулирующих функций.