На вопросы B&FM отвечает приглашенный редактор, генеральный директор «Фармстандарта» Игорь Крылов.
B&FM: Планируете ли вы привлекать дополнительное финансирование на развитие компании?
ИГОРЬ КРЫЛОВ: Мы не планируем выпускать облигации или CLN. У «Фармстандарта» сейчас нет необходимости привлекать также и акционерный капитал, потому что cash flow компании достаточен для финансирования текущих приобретений. С позиции акционеров было бы нелогично сразу после размещения привлекать дополнительные инвестиции в компанию, которая показывает динамичный рост финансовых показателей. Даже если «Фармстандарту» и потребуются средства на приобретение каких-либо серьезных активов на российском рынке, мы сможем воспользоваться кредитными линиями банков, с которыми у нас налажены отношения.
B&FM: Планирует ли компания приобретать непроизводственные активы, например, дистрибуторский или рознич- ный бизнес?
ИК: Мы не планируем приобретать такие активы. Это не соответствует нашим целям. У нас хорошие деловые отношения со всеми крупными национальными дистрибуторами. Стратегия нашей компании состоит разработке, производстве продаже лекарственных средств. Наша цель — войти в топ-3 фармацевтических компаний в России.
B&FM: Какие активы рассматривает компания в качестве потенциального объекта поглощения?
ИК: Мы рассматриваем такие активы, приобретение которых позволит усилить наши позиции на рынке, даст определенный синергетический эффект и ускорит темп роста компании. Это могут быть как отдельные товарные знаки, так и компании, обладающие потенциально интересным портфелем продуктов. У нас есть успешный опыт построения брэндов, и мы знаем, как превратить просто хороший препарат в лидера продаж. С точки зрения анатомо-терапевтических категорий мы смотрим на комплиментарные продукты в тех сегментах, где являемся лидерами, чтобы достичь наибольшего синергетического эффекта. Прежде всего это препараты по борьбе с простудой, витамины, кардиологические и гастроэнтерологические препараты, генно-инженерные продукты. Особое внимание мы уделяем запуску новых препаратов. Насегодня мы накопили значительный опыт по разработке и выводу на рынок генерических лекарственных средств.
B&FM: Собираетесь ли вы осваивать сегменты, в которых еще не представлены?
ИК: Безусловно, мы работаем над вхождением в перспективные и новые для «Фармстандарта» сегменты рынка. В прошлом году мы запустили инсулин собственного производства на заводе ОАО «Фармстандарт-Уфавита», позволивший компании войти в сегмент генно-инженерных препаратов. В этом году мы вывели на рынок первый российский гормон роста. Сейчас мы регистрируем препараты для лечения онкологических заболеваний. Кроме того, мы рассматриваем возможность производства и маркетинга препаратов для лечения психиатрических заболеваний. В настоящее время на стадии запуска находятся около 30 новых препаратов.
B&FM: Сколько «Фармстандарт» инвестирует в производство инновационных препаратов?
ИК: В 2006 году в разработку и запуск новых препаратов компания инвестировала около $2 млн.
B&FM: Почему не состоялась сделка по приобретению фармацевтического производителя «Мир-фарм», у которого достаточно сильные позиции в сегменте онкологии?
ИК: При оценке потенциала будущего приобретения в расчет принимается большое число параметров. В случае с компанией «Мир-фарм» мы по ряду причин перестали рассматривать возможность ее приобретения. В рамках нашей стратегии развития мы постоянно изучаем рынок на предмет потенциальных аквизиций. Результатом любого приобретения должно быть повышение инвестиционной привлекательности «Фармстандарта» и рост стоимости его акций. Поэтому мы очень требовательны при оценке потенциальных объектов аквизиции.
B&FM: Когда вы планируете переносить производство «Мастерлека» на собственные предприятия?
ИК: Часть препаратов уже производится на мощностях «Фармстандарта» с апреля текущего года. Остальные продукты будут перенесены в 2007–2008 годах. До конца 2008 года все препараты «Мастерлека» будут производиться на заводах «Фармстандарта».
B&FM: На ваш противогриппозный препарат арбидол заканчиваются патенты. Почему другие игроки рынка не берутся за производство его дженерика?
ИК: Пока я действительно не слышал о намерении кого-либо из участников рынка производить его аналог. «Арбидол»— товарный знак, принадлежащий «Фармстандарту». Если кто-нибудь захочет выпускать его дженерик, придется придумывать новое название для препарата и тратить немалые средства на продвижение новой марки. Решение этой задачи будет осложнено тем, что арбидол не относится к категории дорогих препаратов и доступен широкому кругу потребителей.Поэтому в данном случае говорить о появлении принципиально более дешевого дженерика не приходится. При таких условиях сложно представить, что этот проект может быть инвестиционно интересен
B&FM: Какова стратегия развития компании? Планируете ли вы укреплять свои позиции в других странах?
ИК: Мы хотим стать лидерами на российском рынке, темпы роста которого нам позволяют об этом заявлять. В связи с этим мы решили сфокусироваться на России и пока не рассматриваем усиление своих позиций в других странах. Сейчас на продажи за рубежом приходится около 7% всех продаж «Фармстандарта», в ближайшее время этот показатель может достигнуть максимум 10%.
B&FM: Планируете ли вы сотрудничать с другими участниками рынка?
ИК: Недавно «Солвей» и «Фармстандарт» подписали соглашение о производстве двух препаратов компании «Солвей фарма» — имудон и ИРС 19.«Солвей» возьмет на себя маркетинг и продажи препаратов на рынке, а «Фармстандарт» непосредственно займется производством на своем томском предприятии. Кроме того, «Фармстандарт» имеет право на покупку у «Солвей» прав интеллектуальной собственности, включая производственный процесс, ноу-хау и товарные знаки. Решение о продаже прав интеллектуальной собственности будет принято после запуска второго этапа проекта.
B&FM: На основе чьей субстанции будет налажено производство?
ИК: На первом этапе субстанция будет закупаться во Франции, у компании «Солвей». В дальнейшем рассматривается возможность переноса производства субстанции на наше предприятие.