7 сентября 2012 года компания Glencore представила окончательные условия для сделки по слиянию с Xstrata. Glencore повысила цену на 9%, предложив 3,05 новых акций за каждую акцию Xstrata. Glencore также предлагает, чтобы слияние и объединенную компанию первые полгода возглавлял генеральный директор Xstrata Мик Дэвис, а потом передал бразды правления Ивану Глазенбергу, главе Glencore. Xstrata даст свой ответ 24 сентября.
Переговоры о слиянии Glencore и Xstrata на $80 млрд, которые стартовали еще в феврале и проходили в довольно напряженной обстановке, близятся к завершению.
В феврале Glencore предлагала 2,8 своих новых акций за каждую акцию Xstrata, что категорически не устраивало ведущих акционеров. Однако за повышением цены последовало второе условие, ввергшее в замешательство руководство Xstrata. Согласно февральским условиям, главой новой объединенной компании должен был стать генеральный директор Xstrata Мик Дэвис.
Однако в начале сентября господин Глазенберг, заявил, что сам будет главой объединенной компании. Возможно, Иван подумал, что если уж он тратит на это дело столько денег, то лучше ему самому все контролировать. Господин Дэвис готов уйти в отставку, если акционеры получат справедливую цену.
Таким образом, сделка между Glencore и Xstrata фактически превратилась во враждебное поглощение, в то время как изначально она преподносилась как слияние равных.
Xstrata отозвалась на это предложение заявлением о том, что премия в 17,6% (именно так в Xstrata оценили соотношение 1:3,05), которую предусматривает новая сделка, «значительно ниже, чем можно было бы ожидать при поглощении». Действительно, на протяжении более чем десяти лет все сделки с участием горнодобывающих компаний на сумму более $5 млрд заключались с премией не менее 30%.
Кроме того, как говорится в заявлении Xstrata, предложение о замене господина Дэвиса во главе новой компании на господина Глазенберга «представляет значительный риск» для будущего горнодобывающей компании, поскольку тогда возможен уход из Xstrata ряда представителей высшего и операционного руководства.
Один из крупнейших товарных трейдеров планеты, швейцарская Glencoree была основана в 1974 году американским предпринимателем бельгийского происхождения Марком Ричем, который более не принимает участие в ее деятельности. До мая 2011 года компания принадлежала менеджменту во главе с CEO Иваном Глазенбергом. В результате проведенного в мае 2011 года IPO в Лондоне и Гонконге Glencore разместила около 16% своих акций, капитализация компании составила около $60 млрд.
В трейдинговых операциях Glencore занято более 2700 человек, на принадлежащих компании предприятиях в 30 странах мира работает 55 000 человек. Glencore владеет долями в ОК «Русал» (8,65%) и казахстанском АО «Казцинк» (50,7%).
Четвертый по величине производитель меди в мире — англо-швейцарская горнорудная компания Xstrata – крупный производитель меди, коксующегося и энергетического угля, феррохрома, никеля, ванадия и цинка, выпускает металлы платиновой группы, золото, кобальт, свинец и серебро. Добыча и переработка металлов ведётся в таких странах, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Перу, Чили, ЮАР, Испания, Великобритания, США.
Обе компании базируются в Швейцарии, их штаб-квартиры расположены в считанных километрах друг от друга – Xstrata в Цуге, Glencore – в Баре.
7 февраля 2012 года Glencore и Xstrata согласовали условия слияния двух компаний. Предполагается, что слияние Glencore и Xstrata, имеющих капитализацию $50 млрд. и $45 млрд. соответственно, создаст новую компанию стоимостью около $88 млрд, сравнимую по размерам с такими гигантами, как Rio Tinto и BHP Billiton.
«Сокращение» акционерной стоимости при слиянии объяснялось тем, что Glencore уже владеет 34% акций добывающей компании. Учитывая наличие у Glencore активов в области добычи меди, ее союз с Xstrata может создать второго по величине производителя этого металла в мире, уступающего только корпорации Codelco.
Условия соглашения предусматривали оценку Xstrata в размере $61,9 млрд (15,2%-ная премия к цене закрытия 1 февраля) и 27,9%-ная – к средневзвешенной цене за три месяца, предшествовавших этому дню. Компании оценивали синергетический эффект за первый год функционирования объединенной группы минимум в $500 млн EBITDA. Выручка объединенной компании по pro-forma за 2011 год – $209,4 млрд, EBITDA – $16,2 млрд.
Акционеры Xstrata должны были получить по 2,8 акции Glencore за каждую принадлежащую им бумагу, что совпадало с ожиданиями рынка.