Американский гигант Google продал за 2,91 млрд долл. свое мобильное подразделение Motorola китайской компании Lenovo. Google удалось убить сразу нескольких зайцев: избавиться от убыточного бизнеса, сохранить патенты и избежать ухудшения отношений с Samsung, считают аналитики.
Американская корпорация приобрела Motorola Mobility в 2012 году за 12,5 млрд долл. Основная цель покупки, которую тогда ставил перед собой гендиректор Google Ларри Пейдж, — получить контроль над 17 тыс. различных патентов, которые должны были закрепить лидерство Android на рынке. Сам портфель патентов на тот момент оценивался в 5,5 млрд долл. В том же году Google продала за 2,35 млрд долл. подразделение Motorola, занимавшееся выпуском телевизионных приставок. Таким образом, потери, которые понесла Google от приобретения Motorola, составят чуть более 2 млрд долл. По условиям сделки Lenovo получит разрешение на использование патентов, однако владельцем большинства из них останется Google. Lenovo будет непосредственно передано всего около 2 тыс. патентов. «Была ли Motorola хорошим приобретением? С учетом всего, что происходило, я считаю, что да», — пояснил Bloomberg управляющий директор MDB Capital Group.
Несмотря на положительные отзывы со стороны критиков в адрес моделей телефонов Moto G и Moto X, доля Motorola на мировом рынке смартфонов упала с 2,3% в 2012 году до 1% в прошлом году. Не радовали Google и финансовые показатели мобильного подразделения. За третий квартал 2013 года выручка Motorola составила 1,18 млрд долл., что на 34% больше, чем годом ранее. В то же время операционные убытки выросли с 192 млн до 248 млн долл. Количество сотрудников с момента сделки также сильно сократилось. Сейчас персонал насчитывает всего 3,8 тыс. человек вместо 20 тыс., как раньше. Кроме этого после приобретения Motorola многие производители телефонов на базе Android были недовольны тем, что теперь они вынуждены использовать систему своего конкурента по бизнесу. «Похоже, что в Google решили не конкурировать с Samsung и более тесно сотрудничать с корейской компанией. Кроме того, теперь есть второй крупный игрок на рынке Android», — рассказала Reuters аналитик Kantar Каролина Миланеси. Продажа Motorola стала последствием сделки между Google и Samsung по обмену патентами, уверен управляющий партнер в 3LP Advisors Кевин Риветте.
В свою очередь, Lenovo приобретение известного бренда поможет более успешно развиваться на рынках Европы и США. «Не могу сказать, что Motorola была крайне эффективной в том, что касается дизайна или объемов продаж. Ее ценность заключается в том, что бренд Motorola знают на рынке», — считает аналитик Forrester Research Франк Джиллетт. Приобретение также позволит расширить штат дизайнеров и маркетологов опытными сотрудниками, которые давно работают с рынками США и Западной Европы.
За покупку мобильного бизнеса Motorola китайская компания сразу выложит 660 млн долл., а также свои акции на сумму в 750 млн долл. Выплаты еще 1,5 млрд долл. растянутся на три года. Благодаря поглощению Lenovo станет третьим крупнейшим производителем смартфонов в мире с долей 6% (впереди только Samsung и Apple). Сейчас годовая выручка Lenovo составляет около 4 млрд долл. Благодаря Motorola китайская компания планирует увеличить этот показатель до 10 млрд долл., а через год продавать до 100 млн смартфонов. «У нас еще нет эффективного плана, но мы определенно будем развивать этот бизнес», — говорит гендиректор Lenovo Ян Юаньцин. Lenovo также не планирует дальнейших сокращений персонала в Motorola.