Ранее попытка холдинга Hutchison объединить принадлежащего ему британского оператора Three с конкурирующей компанией O2 была заблокирована Европейской комиссией, и организаторы итальянской сделки пытаются избежать повторения этого сценария. Регуляторы утверждают, что слияние столь крупных игроков привело бы к повышению цен и сокращению выбора для потребителей.
Компания, образованная в результате слияния 3 Italia и Wind, стала бы крупнейшим сотовым оператором Италии, контролирующим порядка трети всех продаж на этом рынке – чуть больше нынешнего лидера, Telecom Italia. Операторы Iliad и Sky обсуждали с Hutchison и Vimpelcom возможность создания новой компании, которая заняла бы в списке ведущих операторов четвертое место. Представители всех этих компаний отказались комментировать возможные сделки.
Источники, знакомые с ситуацией, сообщают, что организаторы слияния 3 Italia и Wind также рассматривают в качестве потенциального партнера оператора Fastweb, принадлежащего Swisscom. Брюссельские чиновники предупреждают, что будут анализировать детали любой сделки слияния. Руководители телекоммуникационных компаний полагают, что регуляторы стараются не допустить сокращения числа ведущих операторов в одной стране с четырех до трех.
В Великобритании Hutchison также пыталась создать нового оператора для сохранения конкуренции после запланированного слияния. Переговоры велись с Virgin Media, TalkTalk и Iliad, но Hutchison не удалось освободить диапазон частот, необходимый для работы конкурирующей компании. В Италии создать четвертого крупного оператора было бы проще – при объединении 3 Italia и Wind организаторам сделки, вероятно, удалось бы выделить нужные частоты.
Для Iliad выход на итальянский рынок мог бы стать успешным шагом после по меньшей мере двух неудачных попыток зарубежной экспансии. В 2014 г. эта компания хотела, но не смогла купить мажоритарный пакет оператора T-Mobile US, подконтрольного Deutsche Telekom, а позже пыталась поучаствовать в сделке по поглощению O2.
Вместе с тем работа на итальянском рынке означала бы для поставщика недорогих услуг связи прямую конкуренцию с Vivendi, французской медиакомпанией, которая в прошлом году потратила 7 млрд евро, чтобы стать крупнейшим акционером Telecom Italia. Кроме того, возникли бы вопросы о судьбе опционов на покупку акций Telecom Italia, которые основатель Iliad Ксавье Ньель купил в конце прошлого года и которые дают ему возможность получить более 15% этой корпорации.
Несколько дней назад аналитик из Moody’s предположил, что Hutchison и Vimpelcom «захотят прибегнуть в Италии к более сильнодействующему средству, поскольку перед их местными подразделениями стоят проблемы структурного плана». 3 Italia – единственная из европейских «дочек» Hutchison, работающая с убытком и привлекающая на капитальные затраты средства из основных доходов. «В то же время у Wind очень велика доля заемного капитала, а денежные потоки недостаточны, чтобы сокращать долги, – отмечает Moody’s. – Объединившись, эти компании могли бы увеличить маржу и денежные потоки».