UBI Banca согласился за символический евро купить три региональных банка – Banca Marche, Banca Etruria и CariChieti, которые правительству пришлось спасать от банкротства в ноябре 2015 г. Об этом сообщают FT и Reuters. UBI Banca согласился на сделку при условии, что до ее закрытия итальянский фонд помощи банкам вольет в капиталы этих банков 450 млн евро, а сами они избавятся от 2,2 млрд евро плохих кредитов. «В ближайшие дни сделка будет закрыта», – говорит источник Reuters.
«С точки зрения системы это шаг вперед к консолидации, но с учетом низкой цены это принесет расходы», – цитирует FT аналитика Citigroup Аццурро Гуэльфи. Опыт консолидации на итальянском банковском рынке показывает, что такие сделки не всегда успешны. В 2007 г. развернулась нешуточная борьба за вполне успешный банк Antonveneto, тогда принадлежавший нидерландскому ABN Amro. Antonveneto должен был достаться испанскому Santander, но итальянцы не хотели отдавать банк иностранцам, и Santander, не успев закрыть сделку с голландцами, согласился продать банк Monte Paschi.
Испанцы внакладе не остались – они заработали на сделке более $3 млрд. Monte Paschi (третий по активам в Италии) повезло меньше. Сейчас это самый проблемный банк еврозоны, который не смог решить свои проблемы и скоро будет национализирован. Дыру в его капитале – 8,8 млрд евро ($9,3 млрд) – отчасти закроет правительство, отчасти держатели субординированных облигаций. Национализация Monte Paschi будет крупнейшей подобной сделкой в Италии с 30-х гг.
Крупнейший банк страны – UniCredit сообщил в четверг, что зарезервирует 8,1 млрд евро ($8,57 млрд) на покрытие убытков по просроченным кредитам и отразит это в отчетности за IV квартал 2016 г.
В декабре стало известно о планах UniCredit привлечь в капитал 13 млрд евро (что сопоставимо с его капитализацией – 16 млрд евро), избавиться от просроченных кредитов на 17,7 млрд евро, сократить 10% штата и закрыть в Италии почти 1000 отделений. Если допэмиссия провалится, банк не сможет выплатить мартовский купон по облигациям AT1. Но гендиректор UniCredit Жан-Пьер Мюстье утверждает, что до этого не дойдет: «Допэмиссия завершится вовремя, чтобы UniCredit смог расплатиться по бондам 10 марта».
Мюстье рассказал Reuters, что встретился с двумя сотнями инвесторов и интерес к допэмиссии есть и в Европе, и в США. Но он также не исключает, что какую-то долю может выкупить другой банк. «Мы будем развивать бизнес самостоятельно и не согласимся ни на что другое», – отмечает Мюстье.
Крупнейшие акционеры UniCredit уже давно иностранные инвесторы. По данным Bloomberg, это Capital Research and Management (6,7%, США), Aabar Investments (5%, Абу-Даби), BlackRock, Dodge & Cox и Franklin Resources. Крупнейшим итальянским инвесторам – фондам CariVerona и CRT принадлежит 2,2 и 2,3% акций UniCredit.
Вчера акционеры UniCredit одобрили план по привлечению капитала, а также проголосовали за конвертацию 10 акций в одну: за прошлый год банк потерял 45% капитализации. Это хороший план, сказал Bloomberg управляющий Banor Capital Франческо Кастелли. Ему нравится стратегия Мюстье, основанная на сокращении бонусов, расходов и рисков. «Наконец-то UniCredit готов навсегда решить проблему плохих кредитов, не относящихся к его профильным активам», отмечает аналитик Banca Akros Луиджи Трамонтана, «условия допэмиссии превосходят ожидания», поскольку банк активно избавляется от плохих кредитов.
За предшествующее десятилетие UniCredit потратил на поглощения $60 млрд, и предшественник Мюстье – Федерико Гиццони был отправлен в отставку, поскольку совет директоров не удовлетворили два разработанных им плана реструктуризации. Под руководством Мюстье UniCredit распродает непрофильные активы, включая управляющую компанию Pioneer Investments, польский банк Pekao и 30%-ную долю в FinecoBank.