Не прошло и семи лет, как на глобальном рынке пива назревает новая историческая сделка. 13 октября с четвертой попытки два крупнейших производителя пива в мире – Anheuser-Busch (AB) Inbev и SABMiller – договорились об объединении. SABMiller для этой сделки оценена в рекордные $106 млрд, подсчитал Bloomberg. Если слияние состоится, то сделка станет четвертой в истории по размерам среди всех слияний и поглощений. До сих пор крупнейшей в отрасли являлась покупка бразильско-бельгийской Inbev американского гиганта Anheuser-Busch за $52 млрд в 2008 г., в результате которой и появилась AB Inbev.
Что значит это слияние? На глобальном рынке появится безоговорочный недосягаемый лидер: по данным Bloomberg, в 2014 г. суммарно на долю AB Inbev и SABMiller пришлось 30,5% мирового рынка пива в натуральном выражении. Так что даже если их ближайшие пять конкурентов объединятся, догнать не смогут. А на американском рынке совокупная доля обеих компаний и вовсе превысит 75%. Поэтому с какими-то активами наверняка придется расстаться. Для рядовых потребителей слияние двух лидеров может обернуться повышением цен – ведь каждая третья проданная бутылка будет производиться на заводе объединенной компании.
Если сделка между AB Inbev и SABMiller в итоге состоится, она станет не только самой крупной в отрасли, но и, пожалуй, самой болезненной. Ведь для самих AB Inbev и SABMiller и 225-тысячной армии их сотрудников слияние двух компаний означает процесс интеграции, который, как показало объединение Inbev и Anheuser-Busch, вряд ли будет гладким. Прежде всего потому, что проводить сделку опять предстоит Карлосу Брито – главному исполнительному директору AB Inbev, мастеру по сокращению расходов и резке бюджетов. Тому самому Брито (он любит, чтобы именно так его называли сотрудники), который говорил летом этого года Financial Times: «В любой компании 20% [сотрудников] – лидеры, еще 70% – те, кто за ними следует, а еще 10% – те, кто ничего не делает. От этих 10%, конечно, нужно избавиться: они всегда несчастны и жалуются».
Например, после того как Inbev приобрела американскую Anheuser-Busch, компания объявила о сокращении 1400 рабочих мест в США, или примерно 6% сотрудников. Это стало частью большой программы сокращения персонала в размере 10–15%, на ней компания намеревалась сэкономить ежегодно около $1 млрд. Кроме того, топ-менеджменту пришлось останавливаться в отелях среднеценового сегмента, а не люкс, как они привыкли, на короткие расстояния летать экономическим классом наравне с рядовыми сотрудниками. Дошло даже до того, что новые владельцы отменили часть компенсаций за корпоративные мобильные телефоны. Все вместе это позволило AB Inbev уже по итогам 2009 г. сократить чистый долг до $45,2 млрд с $56,7 млрд на 31 декабря 2008 г., а к концу 2012 г. довести его до $30,1 млрд.
Именно за интеграцию Anheuser-Busch и сокращение долга Карлос Брито получил в качестве вознаграждения пакет акций, стоимость которого сегодня превышает 250 млн евро. Так что не исключено, что состояние главы AB Inbev существенно вырастет.