Китайский регулятор — Государственное управление по регулированию рынка (SAMR) начал антимонопольное расследование против компании Didi Chuxing (Xiaoju Kuaizhi), который владеет сервисом такси Didi. Об этом сообщает CNBC со ссылкой на трех осведомленных собеседников. Расследование началось после того, как китайский холдинг подал заявку на IPO в американскую Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (SEC).
Регулятор выясняет использовала ли Didi какую-либо антиконкурентную практику, связанную с вытеснением более мелких конкурентов, сообщили два из трех собеседников. Все трое утверждали, что он также изучает механизм ценообразования, используемый основным бизнесом Didi, на предмет его прозрачности. Didi отказалась от комментариев, в SAMR не ответили на запрос о них. В своем проспекте IPO, опубликованном на прошлой неделе, Xiaoju Kuaizhi (Didi Chuxing) раскрыла, что в апреле холдинг и более 30 других китайских интернет-компаний встретились с регулирующими органами, включая SAMR.
Регуляторы призвали компании провести «самоинспекцию» и представить обязательства по соблюдению требований законодательства. Компаниям было предложено выявить и исправить возможные нарушения антимонопольного и налогового законодательства и других законов и нормативных актов, говорится в заявлении Didi. Компания отметила, что она провела самопроверку, а «соответствующие правительственные органы провели инспекции на месте». Она предупредила, что регулирующие органы могут быть недовольны результатами проверки, а компания может быть подвергнута потенциальным штрафам.
Два собеседника, знакомых с ситуацией, сообщили, что расследование регулятора только началось, и он еще не выдал компании каких-либо предписаний. Расследование стало последним в отношении крупнейших онлайн-платформ Китая, включая Alibaba Group и Tencent. Ожидается, что IPO Xiaoju Kuaizhi (Didi Chuxing) станет крупнейшим для китайских компаний в Нью-Йорке с момента первичного публичного размещения Alibaba в 2014 году на сумму $25 млрд. В последние месяцы Китай стремился обуздать экономическую и социальную мощь своих некогда слабо регулируемых интернет-гигантов. В апреле SAMR наложил на Alibaba рекордный штраф в размере $2,75 млрд.
Один из источников отметил, что Didi считает ценообразование и недобросовестную конкуренцию относительно незначительными нарушениями, что придало компании достаточно уверенности, чтобы продвигаться вперед с планами IPO. Он добавил, что создание компанией рабочих мест может стать веским фактором для смягчения возможных санкций со стороны китайских властей. Согласно проспекту компании, в настоящее время в Китае ежегодно работает с Didi около 13 млн активных водителей.
В проспекте компании говорится, что Didi обслуживает более 493 млн активных пользователей в год. Платформа работает в 15 странах и почти в 4000 городов, но в основном в Китае, отмечает американский Forbes. Компания собирается проводить размещение на фоне восстановления китайской экономики. В первом квартале Китай продемонстрировал рост ВВП на 18% в годовом исчислении. Компания достигла своего доминирующего положения в Китае после объединения с поддерживаемым Alibaba сервисом Kuaidi и китайским подразделением Uber. В 2016 году Uber Technologies продала свой китайский бизнес Didi в обмен на 17,5% акций китайской компании, которая также вложила в Uber $1 млрд. Согласно проспекту китайской компании, американская компания в настоящее время владеет 12,8% акций Didi. Некоторые из крупнейших азиатских технологических инвестиционных компаний, включая SoftBank Group, Alibaba и Tencent, также инвестируют в Didi.