Китайский интернет-гигант Alibaba Group объявил о покупке контрольного пакета акций сингапурского стартапа Lazada Group. Сделка стоимостью $1 млрд – крупнейшая зарубежная инвестиция Alibaba.
Lazada управляет интернет-площадками во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах, где продаются самые разные товары – от кухонной утвари до смартфонов. Alibaba сейчас активно использует свои средства (его денежный поток составляет $3,7 млрд), развивая в Китае и за рубежом направления бизнеса, связанные с электронной коммерцией, логистикой, СМИ и мультимедиа.
В декабре 2015 г. корпорация согласилась приобрести за 2,06 млрд гонконгских долларов ($266 млн) выходящую в Гонконге газету South China Morning Post (SCMP). Ранее группа участвовала в финансировании индийского стартапа Snapdeal, специализирующегося на электронной коммерции. «Глобализация – важнейший аспект стратегии Alibaba сейчас и в обозримом будущем», – заявляет президент китайской корпорации Майкл Эванс. Представители Alibaba отмечают также, что одной из целей нынешней сделки является получение доступа к логистической системе Lazada.
По условиям сделки Alibaba вложит $500 млн в новые акции Lazada, еще столько же будет потрачено на выкуп пакетов у нынешних акционеров, включая немецкий концерн Rocket Internet, британского ритейлера Tesco и шведскую Investment AB Kinnevik. В результате сделки Lazada оценена примерно в $1,5 млрд.
Основанная в 2011 г. сингапурская компания активно осваивает рынки Юго-Восточной Азии – региона с населением порядка 600 млн человек и быстрым распространением интернета и сотовой связи. При этом Lazada старается учитывать предпочтения местных клиентов, в частности включает в ассортимент товары, рассчитанные на мусульман.
«Инвестиция поможет нам в развитии электронной коммерции, высоких технологий и логистики, – говорит генеральный директор Lazada Максимилиан Биттнер. – Мы будем следовать своей стратегии и тесно сотрудничать с Alibaba».
Как и другие китайские компании, бизнес которых в КНР уже не обеспечивает желаемых темпов роста, Alibaba уделяет все больше внимания покупке зарубежных активов. По данным Dealogic, с начала 2016 г. китайские компании заключили сделки по поглощению иностранных активов на общую сумму $92,3 млрд, тогда как за весь прошлый год – $106,7 млрд.
У Alibaba, полагает аналитик CLSA Элинор Лэун, еще имеется потенциал роста в Китае, но корпорация стремится как можно скорее укрепить позиции на развивающихся рынках. Инвестиции там могут быть сопряжены с трудностями, предупреждает Лэун: инфраструктура региона недостаточно развита, а скорость доступа в интернет зачастую слишком низка для ведения электронной торговли.