По данным газеты «Ведомости», «Казахтелеком» подвел итоги тендера по продаже 51% долей третьего GSM-оператора Казахстана «Мобайл телеком-сервис» (МТС, бренд Neo). Победила Tele2: она объявила, что заплатит за контроль 550 млн шведских крон ($77,7 млн) плюс еще 360 млн крон ($50,6 млн) по завершении сделки. В дополнение к этому в 2010-2013 гг. Tele2 инвестирует в казахстанского оператора 2,4-2,6 млрд крон ($339-367 млн). Через пять лет Tele2 вправе выкупить и остальные 49% у компании Asianet Holdings (входит в частную инвестгруппу Amun Capital).
Напомним, что участием в тендере интересовалась и российская МТС, но после аудита она отказалась от участия. Срок окупаемости вложений не отвечает принятым в МТС критериям эффективности инвестиций. Уровень проникновения сотовой связи в Казахстане по числу sim-карт уже выше 100%, а по абонентам — более 70%, это по мнению руководства российской МТС, ограничивает потенциал роста бизнеса. Однако руководство Tele2 при уровне проникновения сотовой связи около 70%, видит возможности для развития.
Казахстанский «Мобайл телеком-сервис» (МТС) был создан в 1997 г., первоначально работая в аналоговом стандарте AMPS. Компания владела также лицензией на цифровой стандарт CDMA, но так и не освоила ее. В 2007 г. оператор был приобретен «Казахтелекомом», после чего компанией сразу же была получена лицензия на стандарт GSM-900. Сейчас МТС, работая под брендом Neo, обслуживает 960 тыс. абонентов.
Всего в Казахстане при размере населения 15 млн человек уровень проникновения сотовой связи составляет 104%. Лидером является компания «GSM-Казахстан» (контрольный пакет ее акций принадлежит скандинаво-турецкому холдингу FinTur) с 7,1 млн абонентов, на втором месте - «дочка» российского «Вымпелкома» - «Кар-Тел» (обслуживает 6,9 млн абонентов). Также в республике работает CDMA-оператор «Алтел» (также принадлежит «Казахтелекому»).
По оценке AC&M-Consulting, у Neo около 1 млн абонентов, или 7% рынка (лидеры — «дочки» TeliaSonera и «Вымпелком»). Цель Tele2 — за четыре года увеличить долю до более чем 20%. Это реально, если оператор, как и в России, будет проводить агрессивную политику дискаунтера, считает Михаил Алексеев из AC&M-Consulting.
С учетом долга Neo (по данным Tele2, около $220 млн) каждый абонент обошелся шведам в $348. Средняя стоимость абонента в развивающихся странах ниже — $150-250, оценивает аналитик Unicredit Securities Надежда Голубева.