London Stock Exchange Group (LSE) and Deutsche Boerse официально объявили в среду о слиянии, в результате которого появится биржевой оператор с рыночной капитализацией 21 млрд фунтов стерлингов ($30,5 млрд), исходя из котировок на закрытии во вторник.
Штаб-квартира холдинговой компании будет размещена в Лондоне, а ее генеральным директором станет нынешний руководитель Deutsche Boerse Карстен Кенгетер. Председатель совета директоров LSE Дональд Брайдон займет аналогичный пост в объединенной компании, а его заместителем станет Йоахим Фабер, возглавляющий наблюдательный совет Deutsche Boerse. Гендиректор LSE Ксавье Роле, который путем поглощений превратил Лондонскую фондовую биржу в диверсифицированный финансовый холдинг, оставит свой пост, но будет консультировать совет директоров, пока идет слияние.
По условиям сделки, акционеры LSE получат 45,6% в объединенной компании, акционеры Deutsche Boerse – 54,4%. Операторы ожидают, что сделка даст годовую экономию на расходах в размере 450 млн евро ($500 млн) в год.
Бизнес бирж сильно изменился в новом столетии. Торговля акциями, где норма прибыли минимальна, перестала быть основным источником доходов: по данным UBS, у LSE ее доля в годовой выручке составляет 17%, а у Deutsche Boerse – 7%. Заметно больший доход и прибыль операторы получат теперь от таких услуг, как расчеты, клиринг, риск-менеджмент, индексный бизнес, операции с деривативами.
Британская и немецкая компании объявили в феврале, что ведут переговоры об объединении. Между тем, в процесс могут вмешаться конкуренты. Американская Intercontinental Exchange (ICE), уже имеющая крупный бизнес в Лондоне, заявила, что рассматривает возможность сделать контрпредложение LSE. Чикагская CME Group также анализирует ситуацию, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с позицией ее руководства. Крупнейший азиатский биржевой оператор, Hong Kong Exchanges & Clearing, ранее отмечал в своем заявлении, что внимательно наблюдает за переговорами между LSE и Deutsche Boerse.
Препятствием для сделки может стать и позиция европейских регуляторов. LSE владеет клиринговой палатой LCH.Clearnet, а Deutsche Boerse – Eurex. Еврокомиссия должна будет решить, не приведет ли объединение клиринговых компаний к монополизации рынка этих услуг в Европе. Всего же биржи должны будут получить одобрение от регуляторов ЕС, США и России, отмечает WSJ, с некоторыми из них они уже начали переговоры.
Объединение клиринговых палат будет выгодно клиентам LSE и Deutsche Boerse, прежде всего банкам, отмечает Financial Times. Введенные после финансового кризиса правила заставляют их резервировать значительный капитал под сделки с деривативами, размещая его в клиринговых компаниях, таких как Eurex and LCH.Clearnet. Объединение последних позволит банкам зачесть размещенное в них обеспечение по свопам и фьючерсам, тем самым уменьшив размер зарезервированного капитала.
Условия сделки не изменятся, если Великобритания в июне проголосует за выход из Европейского союза, заявил Кенгетер. Тем не менее, LSE и Deutsche Boerse создали специальный комитет. Он будет отслеживать последствия, связанные с исходом референдума, который «вполне может повлиять на объем или природу бизнеса, который будет вести объединенная группа», говорится в заявлении компаний.