По данным газеты «РБК daily», нефтяники устали бороться с ФАС, которая постоянно контролирует их деятельность на рынке нефтепродуктов. В частности, «Лукойл» не исключает в будущем продажи сети АЗС в стране. Такая мера позволила бы Вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) существенно сократить расходы на ведение бизнеса в сегменте, который не является основным для нефтяных гигантов. Однако для потребителей эффект таких изменений может оказаться негативным.
Не дожидаясь императивного вывода своего розничного сегмента на аутсорсинг (идея, которую лоббирует ФАС), нефтяники решили самостоятельно инициировать этот процесс. Как заявил в конце апреля на заседании подкомитета Торгово-промышленной палаты по моторным топливам начальник главного управления координации сбыта нефтепродуктов «Лукойл» Вадим Воробьев, на сегодняшний день на долю ВИНК приходится примерно 35—40% всех АЗС в России. При этом розничный сегмент давно перестал быть высокодоходным. Более того, при сохранении постоянных затрат существенно возросли административные риски.
В связи с этим г-н Воробьев предположил, что в рамках «эволюционного процесса» российские мейджоры по примеру своих западных коллег могли бы перевести розничные сбыты на аутсорсинг. В частности, по словам вице-президента «Лукойл», это дало бы возможность существенно экономить на управленческих затратах. «У нас эти затраты втрое выше, чем в Европе», — посетовал топ-менеджер.
Заместитель начальника управления развития сбыта «Лукойл» Татьяна Бурмагина пояснила, что до января 2011 года доходы от розничного сегмента еще позволяли покрывать расходы на него, но из-за ограничения цены в рознице при сохранении роста в опте маржа будет снижаться и дальше.
«ВИНК, конечно, могут перераспределять ресурсы, но в сложившейся ситуации становится целесообразной передача АЗС в управление и аренду независимым предпринимателям с их упрощенным налогообложением и отсутствием социальной нагрузки», — отметила Татьяна Бурмагина.
Она также оговорилась, что в рамках этой стратегии на аутсорсинг могут быть переданы и другие вспомогательные функции, такие как вторичная логистика, техобслуживание объектов и их материальное обеспечение. За ВИНК при этом останется обязанность нефтепродуктообеспечения. В то же время, по ее словам, в случае с франчайзингом существует риск потери качества.
«Лукойл» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.
Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. «Лукойл» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
«Лукойл» является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти. По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э.
«Десять лет назад в рознице были деньги. Теперь маржа упала, реальных доходов нет, оборудование надо менять, цена содержания АЗС увеличивается. Это в итоге сказывается на качестве отпускаемого топлива», — соглашается президент Московского межрегионального нефтяного союза Галина Зинкина. Она также напомнила, что у самого «Лукойл» был печальный опыт франчайзинга, когда под брендом компании частные сбытовики продавали топливо низкого качества.
Чтобы избежать такого развития событий, ВИНК будут вынуждены усилить контроль реализуемой под их маркой продукции. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет увеличение тех самых управленческих затрат, которые в «Лукойл» предлагают сокращать за счет вывода сбытового сегмента.
Исполнительный директор Российского нефтяного союза (РНС) Григорий Сергиенко считает, что такая форма передачи розничного бизнеса малым компаниям не изменит саму систему отношений на рынке, поскольку АЗС будут вынуждены закупать продукцию только у той корпорации, под чьим брендом они работают.
С ним соглашается г-жа Зинкина, по словам которой ВИНК выгоднее не полностью передать АЗС на аутсорсинг, а «поставить там своих людей».
Другим препятствием на пути вывода розничного бизнеса на аутсорсинг может стать позиция самих НК. Так, по мнению главы РНС, несмотря на то что основные претензии со стороны властей касаются именно розницы, кроме «Лукойл» на добровольный выход из этого бизнеса может пойти разве что «либеральная ТНК-ВР».
«На сегодняшний день стратегия некоторых компаний направлена, напротив, на наращивание числа собственных АЗС. Большинство ВИНК скорее всего откажутся от сбытового сегмента только под давлением ФАС и правительства», — полагает эксперт.
Решением, которое могло бы действительно изменить ситуацию в розничном сегменте к лучшему, является, как полагает г-н Сергиенко, развитие биржевой торговли. «Это должны быть не единичные экземпляры, созданные по инициативе сверху. Должен появиться целый ряд бирж с региональной привязкой: в Сибири, Поволжье, Петербурге, на Дальнем Востоке. При этом необходимо, чтобы в руках одной сбытовой компании было не более пяти АЗС», — считает исполнительный директор РНС.