Датский морской грузоперевозчик Moller-Maersk Group планирует покупку двух крупнейших южнокорейских контейнерных перевозчиков — Hanjin Shipping и Hyundai Merchant Marine, на которых приходится соответственно 3% и 2% мирового рынка морских грузоперевозок, сообщило агентство Bloomberg. В конце августа Hanjin объявила о банкротстве. Из-за задолженности по платежам торговые порты мира отказались впускать суда компании. По мнению экспертов, ситуация вокруг Hanjin отражает общий кризис в сфере морских грузоперевозок. Основные проблемы морских грузоперевозчиков — сокращение объемов торговли после мирового финансового кризиса и избыток контейнерного парка. По данным журнала The Economist, из 12 крупнейших грузоперевозчиков, опубликовавших недавно квартальную отчетность, 11 компаний сообщили об огромных убытках, а многие менее крупные компании вообще находятся на грани банкротства. Hyundai Merchant Marine сейчас также осуществляет программу по реструктуризации долга.
На прошлой неделе генеральный директор Maersk Микель Прам Расмуссен заявил, что компания откажется от предлагавшейся ранее стратегии по строительству новых судов и сосредоточится на слияниях и поглощениях, чтобы не увеличивать количество судов на рынке контейнерных грузоперевозок. По мнению экспертов, рынок морских перевозок нуждается в дальнейшей консолидации. Уже сейчас Maersk входит в альянс со второй по размеру компанией на этом рынке Mediterranean Shipping. Покупка южнокорейских компаний может удвоить долю Maersk на тихоокеанском рынке, где сейчас компания находится лишь на третьем месте. Ранее в сентябре Maersk сообщил о намерении разделиться на два подразделения, одно из которых будет заниматься перевозками и логистикой, второе — проектами в сфере энергетики.
По мнению аналитика компании Jefferies International Дэвида Керстенса, обеим южнокорейским компаниям нужен сильный партнер и Maersk, крупнейший морской грузоперевозчик в мире (его доля на рынке составляет 15%),— единственный их конкурент, у которого есть средства для осуществления такой сделки. «Maersk, лидер рынка, определенно примет участие в консолидации — а она должна быть. Возможности поглощений для Maersk ограниченны, так как большинство контейнерных компаний уже объединены в альянсы, или являются семейными, или принадлежат государству. Наиболее вероятен сценарий, при котором Maersk приобретет активы Hyundai и Hanjin»,— заявил господин Керстенс. При этом аналитики Jefferies считают, что, вероятно, Maersk больше заинтересован в покупке судов Hanjin, стоимость которых оценивается в $1,4 млрд, а не обанкротившейся компании в целом. В Maersk, Hanjin и Hyundai отказались комментировать информацию о возможной сделке. Акции Hanjin выросли на 23%.