МК "Норильский никель" приглашает равных по масштабу отраслевых игроков поучаствовать в развитии действующих проектов компании, чтобы снизить свои риски, связанные с объемами капитальных затрат, заявил владелец "Интерроса" (30,3% ГМК) и гендиректор "Норникеля" Владимир Потанин в интервью The Financial Times. О каких именно проектах идет речь, бизнесмен не уточнил; в ГМК подробностей также не рассказали.
Источники "Ъ", близкие к акционерам "Норникеля" и самой компании, вчера заявили, что пока о конкретных проектах говорить рано. По словам одного из собеседников "Ъ", у менеджмента ГМК, который сейчас готовит новую стратегию развития компании, есть концептуальная идея привлечь крупнейшие металлургические и горнодобывающие компании для совместной разработки ряда принадлежащих "Норникелю" месторождений. Предполагается, что иностранцы могут получить миноритарный пакет в компании—операторе проекта на условиях его финансирования, говорит источник "Ъ". При этом собеседники "Ъ" уточняют, что речь не идет об уже разрабатываемых месторождениях Заполярного филиала компании и Кольской ГМК, а также о Читинском проекте в Забайкальском крае стоимостью свыше 104 млрд руб.
Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуаций в ГМК, сказал, что "Норникель" хочет найти партнеров для разработки "проектов на самой ранней стадии". Это месторождения, в которых содержание металлов платиновой группы и меди преобладает по сравнению с содержанием никеля, отмечает он, но подробности не раскрывает. ГМК "поддерживает контакты" по этой теме с ведущими отраслевыми игроками, но до конкретных переговоров действительно далеко, признает источник "Ъ". В BHP Billiton вчера заявили "Ъ", что "не комментируют слухи относительно предложений "Норникеля"". Запросы остальным мировым конкурентам ГМК остались без ответа.
Скорее всего, "Норникель" готов предложить потенциальным партнерам участие в разработке Масловского месторождения в Красноярском крае, работы по которому должны скоро начаться, полагает Николай Сосновский из "ВТБ Капитала". Это довольно крупное месторождение платиноидов, хотя и немного уступающее по богатству руд основным активам ГМК, отмечает аналитик.
Запасы Масловского — 35,46 млн унций палладия; 12,47 млн унций платины; 1,12 млн тонн меди; 728 тыс. тонн никеля; 1,3 млн унций золота; 34 тыс. тонн кобальта. Летом 2012 года "Норникель" оценивал разработку месторождения в $2 млрд. Ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год. Между тем у ГМК пока есть только лицензия на изучение руд месторождения, которая истекает 31 декабря. Компания в прошлом году подала заявку на получение лицензии на разведку и добычу, но до сих пор не получила ее.
По мнению господина Сосновского, иностранные компании могло бы заинтересовать создание совместного предприятия с паритетными долями и объемами инвестирования. Если же "Норникель" будет настаивать на том, чтобы партнер владел миноритарной долей и при этом взял на себя значительную часть финансовых вложений, то вряд ли это встретит одобрение потенциальных партнеров. В "Норникеле" не комментируют, ведутся ли предварительные переговоры по Масловскому.
У "Норникеля" уже был опыт совместной работы по развитию российских активов с крупным иностранным конкурентом. В 2006 году ГМК создала с Rio Tinto совместное предприятие ООО "Рионор Геологоразведка", однако за четыре года это СП не реализовало ни одного проекта, и в марте 2010 года стороны объявили о его ликвидации. Источники "Ъ" тогда объясняли это тем, что Rio Tinto интересовали месторождения в Сибири и на Дальнем Востоке, часть из которых в ходе раздела активов Владимира Потанина и Михаила Прохорова в 2008 году отошла принадлежащей последнему компании "Интергео".