Швейцарский фармацевтический гигант Novartis объявил о проведении глобальной реструктуризации своего бизнеса, в рамках которой будут совершены сделки на общую сумму 28,5 млрд долл. Novartis сосредоточится на высокомаржинальных отраслях, таких как онкология, а почти весь выпуск вакцин продаст британской GlaxoSmithKline.
Реструктуризация бизнеса Novartis будет произведена в основном за счет «обмена» активами с корпорацией GlaxoSmithKline (GSK), говорится в заявлении компании. Novartis планирует стать лидером в лечении онкологических заболеваний, купив у GSK весь ее бизнес по производству онкологических препаратов за 16 млрд долл. По условиям сделки Novartis также получит приоритетное право на сотрудничество с подразделением GSK по исследованиям в области онкологии.
GlaxoSmithKline также получает конкурентное преимущество на рынке от этого соглашения. Руководитель GSK Эндрю Витти заявил, что обмен активами с Novartis позволит усилить два ключевых направления бизнеса компании. Novartis продаст ей за 7,1 млрд долл. (сумма включает роялти) свое подразделение по производству вакцин, кроме вакцины против гриппа. В 2013 году выручка всего подразделения (вместе с результатами от продажи препаратов против гриппа) составила 1,4 млрд долл. Это приобретение укрепляет и без того лидирующую позицию британской компании на этом рынке, который оценивается в 25 млрд долл. По данным самой GSK, уже сегодня на ее долю приходится 50% всех продаваемых в мире вакцин, а в ее обновленном портфолио будет более 20 новых разрабатываемых вакцин. Тот факт, что вакцины против гриппа не вошли в продаваемый GSK вакцинный «пакет», Novartis объясняет тем, что отдельно этот бизнес удастся продать дороже.
GSK и Novartis также приняли решение о создании совместного бизнеса по производству безрецептурных медицинских товаров. Портфолио новой компании будет включать как бренды GSK (зубные пасты Sensodyne, средства по лечению никотиновой зависимости Nicorette и др.), так и продукцию Novartis — различные препараты по лечению простудных заболеваний («Отривин», «Терафлю», обезболивающие мази «Вольтарен» и др.). В 2013 году в этом секторе Novartis заработала 2,9 млрд долл. (7‑е место на рынке), а новое совместное предприятие будет иметь оборот 10,9 млрд долл. и займет вторую позицию на рынке, пропустив вперед только абсолютного лидера Johnson & Johnson. Novartis получит в новом бизнесе 36,5%, остальной долей в компании будет владеть GSK, которая уже сейчас занимает второе место на рынке безрецептурных препаратов.
Ожидается, что «передел» активов Novartis будет завершен в первой половине 2015 года после получения одобрения регуляторов. Также швейцарская компания продает свой бизнес по производству лекарственных препаратов для животных американской фармацевтической корпорации Eli Lilly за 5,4 млрд долл. Novartis избавляется от подразделения из‑за его незначительного размера: выручка этого бизнеса в 2013 году составила около 1,1 млрд долл. Eli Lilly после этой покупки выйдет на второе место в мире по производству ветеринарных препаратов.
Руководство Novartis обдумывало планы по реорганизации своего бизнеса с прошлого года, информация о возможных сделках появилась в The Wall Street Journal в октябре 2013 года. В прошлом году компания понесла серьезные убытки, безуспешно защищая в суде патент на свой препарат для лечения рака Glivec в Индии (в США препарат известен под торговым наименованием Gleevec).
Генеральный директор Novartis Джо Хименес отмечает, что нынешняя реструктуризация является «определяющим моментом» для развития компании. При этом решение о серии транзакций активов было принято с одобрения бывшего руководителя компании Даниэля Вассела, который возглавлял ее в течение 17 лет и развил до нынешнего уровня. Нынешний CEO полагает, что в ближайшие десять лет фармацевтические компании будут находиться «в военных условиях» и потому они должны сконцентрироваться на приоритетных для них отраслях. Чтобы выжить, «вы должны быть первым номером в вашем сегменте или хотя бы быть в тройке», — считает Хименес.
Не только руководители Novartis обеспокоены меняющейся конъюнктурой на рынке. Лидер фармацевтической отрасли американская Pfizer тоже в последние годы провела серьезную реструктуризацию бизнеса, а накануне появилась информация о якобы прошедших на выходных неформальных переговорах о покупке ею англо-шведской AstraZeneca за 101 млрд долл. Это могло бы стать крупнейшей сделкой в отрасли, но сейчас, по данным источников Bloomberg, переговоры о слиянии приостановлены. Но слухов хватило для того, чтобы рыночная капитализация AstraZeneca взлетела на 8,8% — до максимального за последние 26 лет значения. Обе компании в последние несколько лет испытывают проблемы с ростом бизнеса и ищут замену своим продуктам, патентная защита которых истекает в ближайшее время. Аналитики полагают, что AstraZeneca может в качестве защиты приобрести другого конкурента — американскую Amgen, Pfizer же может обновить свое портфолио, купив дублинскую фармацевтическую компанию Shire.