Едва добившись снятия запрета на покупку «Абсолют-банка» у бельгийской группы KBC, наложенного по ходатайству одного из своих клиентов, НПФ «Благосостояние» столкнулся с новыми судебными претензиями. В конце апреля суд удовлетворил уже второе ходатайство о блокировке сделки. В фонде считают, что имеют дело со спланированной кампанией, цель которой — помешать покупке. Если такие действия клиентов НПФ станут массовыми, риски срыва одной из крупнейших сделок в банковском секторе могут стать вполне реальными.
Новую попытку заблокировать сделку по покупке НПФ «Благосостояние» «Абсолют-банка» у бельгийской группы KBC предпринял житель Иркутска Олег Чернышев. В своем иске, поданном в середине апреля в Октябрьский районный суд Иркутска, он требует признать недействительными договоры доверительного управления, заключенные НПФ с 11 управляющими компаниями (УК) в части, позволяющей им приобрести на принадлежащие НПФ средства пенсионных резервов «Абсолют-банк».
Вторым требованием истца заявлено исключение из договоров доверительного управления указанных пунктов. А чтобы НПФ не успел купить банк до рассмотрения и принятия судом решения по иску, господин Чернышев заявил ходатайство об обеспечительных мерах. В нем он попросил суд на период до вынесения судебного решения запретить фонду и УК покупать банк прямо или косвенно, а также не допускать их представителей к управлению банком. Это ходатайство суд удовлетворил 16 апреля. Для НПФ «Благосостояние» иск Олега Чернышева оказался неприятным сюрпризом — поскольку стал уже второй попыткой клиентов НПФ заблокировать сделку.
Только 23 апреля Центральный районный суд Читы прекратил аналогичное дело, инициированное в марте жительницей Читы Светланой Филатовой, и снял блокировку со сделки, наложенную в рамках этого дела в качестве обеспечительной меры. Претензии истцов одинаковы. Господин Чернышев, как следует из материалов дела, считает, что его права как клиента фонда — застрахованного лица — будут нарушены, если на средства пенсионных резервов фонд приобретет акции «Абсолют-банка». Аналогичной позиции придерживалась и госпожа Филатова.
Как указано в исковом заявлении господина Чернышева, инвестирование средств пенсионных резервов в такой актив, как «Абсолют-банк», не предусмотрено ст. 26 закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии». Как указывали ранее юристы сразу после официального объявления о сделке, формально в ходе нее может быть нарушен принцип ликвидности инвестирования пенсионных средств, так как оперативно реализовать акции банка, не торгующиеся на бирже, может быть затруднительно.
НПФ «Благосостояние» работает на рынке пенсионных услуг 17 лет. Исключительными видами деятельности Фонда являются негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование (лицензия № 234/2 от 22 марта 2005 года).В числе организаций, внесших взносы в совокупный вклад учредителей Фонда: ОАО «Российские железные дороги»; Общественная организация «Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей» и другие.
НПФ «Благосостояние» – один из крупнейших НПФ России. По итогам 2012 года собственное имущество Фонда составило 276,4 млрд рублей, в том числе пенсионные резервы – 184,8 млрд рублей, пенсионные накопления – 84,2 млрд рублей. НПФ «Благосостояние» является лидером среди НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению: число участников Фонда по программам НПО превысило 1,15 млн человек, число получающих негосударственную пенсию – 284,5 тысяч человек. Количество клиентов Фонда по обязательному пенсионному страхованию, согласно оперативным данным, составило 1,8 млн человек.
Региональная сеть Фонда включает 71 структурное подразделение. Подразделения Фонда реализуют полный набор услуг по пенсионному обеспечению по единым корпоративным стандартам.